АПОКРИФЫ
(греч. apokryphos
- тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехрист. лит-ры, не
включённые церквами в канон (не используются при богослужении). Не все
произведения, не включённые в канон иудейской церковью, считаются А. христ.
церковью; более того, существует различие между отдельными христ. церквами
в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин "А." впервые был
употреблён в одном из папских декретов кон. 4 в.,< тогда же и был
составлен христ. церковью первый список апокрифич. сочинений. А. делятся
на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А.- памятники иудейской
лит-ры преим. 2-1 вв. до н. э. К ним относятся 1-3-я книги Маккавеев, Послание
Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга
Ездры, Товит и ряд др. Христ. церковь (исключая лютеранскую) внесла часть
ветхозаветных А. в свой канон, поэтому нек-рые из них, будучи утерянными
в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Нек-рые ветхозаветные
А. написаны, очевидно, на греческом яз. (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии
и др.),< а также на арамейском яз. (Товит). Фрагменты из ветхозаветных
А. найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947-65 в пещерах
на побережье Мёртвого моря. Новозаветные А. включают многочисл. евангелия
(Петра,< Фомы, Первоевангелие Иакова и др.),< послания (Климента,
Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных А. (евангелие Фомы, Истины
и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе
(Египет). На грани между новозаветными и житийными А.- апокрифич. деяния
апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства
и о страданиях первых его проповедников.
В средние века распространение
и создание А. чаще всего были связаны с нар. антифеод. движениями, ересями.
Так,< в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифич. лит-ры.
Христ. церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть А. как еретические,
в то время как нек-рые А. (не противоречащие канону) церковью не только
не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно
с распространением христианства широко распространились и А., т. н. отречённые
книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой
греч. А. ("Хождение богородицы по мукам", А. о Соломоне и Китоврасе и др.).
Рус. тексты А. дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.).
В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги "сокровенные", т. е. апокрифические.
Однако нек-рые А. вошли в 16 в. в такое церковно-офиц. собрание, как "Великие
Четьи Минеи". Мн. А. сохранились в списках в монастырских библиотеках (напр.,
в Соловецком монастыре). А. нашли отражение в живописи (иконы "Сошествие
в ад" и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке
(опера А. Серова "Юдифь" и др.).
Лит.: Яцимирский А. И., Библиографический
обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921; Свенцицкая
И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Гудзий Н. К., История древней русской
литературы, М., 1966, с. 28 - 35; Eissfeld О., Einleitune in das Alte Testament,
3 Aufl., Tubingen, 1964. А. П. Каждан, Н. Н. Розов, М. И. Занд.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я