АПОЛЛИНЕР
(Apollinaire)
Гийом [псевд.; наст. имя и фам. Гийом... Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)]
(26.8.1880, Рим,-9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской
аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужеств. искренность,
трагич. ощущение жестокости жизни (цикл "Бестиарий, или Кортеж Орфея",
1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих.
"Мост Мирабо", 1912). В кн. стихов "Алкоголь. 1898-1913" (1913) - интонации
нар. песни, и эпич. голос большого города, и призыв испить вселенную "глоткой
Парижа" ("Вандемьер"), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов
"В тюрьме Сантэ"; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве
А. столкнулись формалистич. экспериментаторство и новаторское развитие
классич. традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших
лириков 20 в. (цикл "Vitam impendere amori" - "Жизнь посвятить любви",
1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то
символизм (повесть А. "Разлагающийся чародей", 1908),< кубизм ("Эстетические
размышления. Художники-кубисты", 1913), футуризм ("Футуристическая антитрадиция,
манифестсинтез", 1913) или сюрреализм (драма "Сосцы Тиресия", пост. 1917,
изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков
на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл "Ересиарх
и К°", 1910), гротескного осмеяния бурж. одичания (кн. иронич. прозы "Поэт
убиенный", 1916), к "новому" реализму ("Новый смысл и поэты", речь А. 26
нояб. 1917).
Накануне 1-й мировой войны
А. предвидел, что грядёт "время революций". В войне он видел бессмысленное
уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во франц.
армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был
тяжело ранен. Первые воен. стихи, адресованные "прекрасной даме", в традициях
куртуазной лирики, окрашены воинств. презрением к врагу (сб. "Послания
к Лу", 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирич. хронику трагич. восприятия
войны ("Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916", 1918). Итоговое
раздумье А. в мистерии-буфф "Цвет времени" (1918, опубл. 1920) над собствен-нич.
миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма.
Формалистич. эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный
лиризм поэта и его опти-мистич. веру в торжество "зари над сумерками" восприняли
П. Элюар<, В. Нез-вал и Л. Арагон.
Соч.: CEuvres completes,
t. 1-4, P., 1965 - 66; СEuvres poetiques, P., 1956 (имеется библ.); в рус.
пер.-Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967;
Стихи (Вступление П. Антокольского), "Иностранная литература". 1969, №
1.
Лит.: Durry М. J., G. Apollinaire.
Alcools, t. 1-3. P., 1956-64; G. Apollinaire, [ser. 1 - 6], "La revue des
lettres modernes", 1962, № 69 - 70; 1963, № 85 - 89) 1964, № 104-107; 1965,
.N6 123-126; 1966, № 146-149; 1967, № 166-169; Guillaume Apollinaire. Etudes
et informations, reunies parM. Decaudin, "La revue der lettres modernes",
1966, № 5; "Europe", 1966, nov,-dec., № 451-52 (номер посвящён A.); Adema
M., Bibliographie generale de Poeuvre de G. Apol-linaire, P., 1949. В.
П. Балашов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я