АППЕРЦЕПЦИЯ
(от лат.
ad - к и реrceptio - восприятие), одно из фундаментальных свойств психики
человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений
внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания
психич. жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.
Термин "А." ввёл Г. Лейбниц (см. "Новые опыты о человеч. разуме", М.- Л.,
1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания
впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного,
неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие,
представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность
рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие
всегда обладает нек-рой целостностью. Для обозначения связи и единства
представлений в сознании Кант ввёл понятие "синтетич. единства А.", т.
е. единства процесса осознания. На уровне чувственности такое единство
обеспечивается рассудком, к-рый есть "...способность a priori связывать
и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство
апперцепции" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 193). Синтез из уже имеющихся представлений
Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А.
объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся
представлений. В. Вундт, благодаря к-рому понятие А. получило широкое распространение
в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого,
его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался
объяснить избират. характер сознания и поведения.
В совр. психологии понятие
А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек
в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и,
наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется
тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение
образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных
и категориальных схем, запаса знаний и т. д. В этой связи различают устойчивую
А. (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную
А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому
и т. д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями
идеи А. являются понятия ге-штальта, установки, выражающие различные аспекты
активности личности.
Лит.: Ивановский В., К вопросу
об апперцепции, "Вопросы философии и психологии", 1897, № 1; Рубинштейн
С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, с. 50-58, 241; Меtzgеr
W., Psychologic, Darmstadt, 1954, S. 100, 128. См. также лит. при ст. Восприятие.
В.А. Костеловский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я