АПРИОРИ

АПРИОРИ (от лат. a
priori, букв.- из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое
от него. Термин "А." введён ср.-век. схоластами, к-рые делали акцент на
том, что нек-рые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница,
в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта,
его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу,
самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредств. усмотрения
истины - путём интеллектуальной интуиции, составляющей одну из главных
"способностей души". За этой постановкой проблемы угадывалось осознание
того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности,
что человек не только отражает, но и творит мир (см. В. И. Ленин, Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом сознании
тех факторов, к-рые могут выступать как предпосылки познават. деятельности.
Поэтому попытки выделить знание А. отражали стремление выделить внутр.
источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в
системе Канта, в к-рой априорное знание рассматривалось как условие необходимости
и всеобщности опытного знания. При этом, в отличие от предшественников,
для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством к-рой
оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта. Однако априоризм
Канта, не говоря уже о его предшественниках, фактически разорвал два вида
познания - априорное и апостериорное (см. Апостериори) и потому не дал
удовлетворит. решения проблемы источника и форм мышления. В последующем
развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут
критике сам априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже
противоположных направлениях, в зависимости от того, какой школой она проводилась.
Диалектич. материализм, принимая тезис об активности познания, развивая
идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы
знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого
знания в конечном счёте из практики. Согласно диалектич. материализму,
любое знание является отражением действительности; но при этом действительность
даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т.
е. через деятельность, в к-рой сознание не просто воспроизводит данные
опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное
конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать
не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы
априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком
случае лишь в историч. перспективе.


Лит.: Кант И., Критика чистого
разума, Соч., т. 3, М., 1964; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии,
2 изд., М., 1966, гл. 5.


В. А. Костеловский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я