АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА
средневековая
культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного
взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Бл. и Ср. Востока, Сев.
Африки и Юго-Зап. Европы. В науч. лит-ре термин "А. к." употребляется как
для обозначения культуры собственно араб. народов, так и в применении к
ср.-век. арабоязычной культуре ряда др. народов, входивших в состав Халифата.
В последнем значении понятие "А. к." иногда отождествляют с понятием "мусульм.
культура" (т. е. культура мусульм. народов) и его употребление является
условным.
На терр. Аравийского п-ова
А. к. предшествовала культура доисламских арабов - кочевого и земледельч.
населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества.
Носители её были в основном политеистами. В 4-6 вв. она испытывала влияние
древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным
элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая
устная народная словесность. Формирование собственно А. к. относится к
периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, к-рый в результате
арабских завоеваний превратился в огромное гос-во. Основанная арабами гос.-политич.
общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью,
создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата.
На ранних этапах формирование А. к. представляло собой гл. обр. процесс
освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологич. и социально-политич.
условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой,
эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали А.
к. такие компоненты, как религия ислама,< араб. яз. и традиции бедуинской
поэзии. Значит. вклад в А. к. внесли народы, к-рые, приняв ислам, сохранили
национальную, а затем возродили и гос. самостоятельность (народы Ср. Азии,
Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата,
не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители
гностич. сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно си-рийцев-несториан
и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этич.
идей и науч. наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв. на араб. яз. были
переведены многие науч. и лит. памятники древности, в т. ч. греческие,
сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли
в состав араб. письменности и способствовали установлению преемственной
связи с культурой эллинистич. мира, а через неё - с античной и древневост.
цивилизацией.
С кон. 7 в. до сер. 8 в.
наряду с Дамаском, столицей Омейядов, гл. центрами, определявшими формирование
А. к., были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религ. и филос.
идеи, первые достижения науки, каноны араб. поэзии, образцы архитектуры
и т. п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского
халифата, на обширной территории от Пиренеев до р. Инд.
С образованием халифата Аббасидов
(750) центр А. к. на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный
в 762 Багдад, к-рый почти три столетия был средоточием лучших культурных
сил мусульм. Востока. В 9-10 вв. А. к. достигла наивысшего расцвета. Её
достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов ср.-век.
Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится
прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географич.
знаний, филологич. и историч. дисциплин, химии, минералогии. Замечательными
памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура,художеств.
ремесло). Разделение отраслей знания в А. к. условно, т. к. для неё,как
и для др. культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации
наук и энциклопедич. характер образованности большинства деятелей А. к.
Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом,
поэтом и филологом.
Важным фактором расцвета
А. к. было то, что развитие науки и лит-ры составляло достояние всех народов
Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению А. к. способствовали
широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями
между народами мусульм. Востока, а также оживлённые связи с мн. странами
Востока и Европы.
Распад Аббасидского халифата
(сер. 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоят. гос-в
привёл к сужению сферы распространения А. к. и постепенному уменьшению
её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульм. Испании, отделившейся
от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоят. развитие т. н. арабо-исп.
культура. В вост. провинциях Халифата в кон. 9 в. формируются очаги иран.
культурного и нац. возрождения. Перс. яз. вытесняет араб. яз. сначала из
лит-ры и поэзии, а затем и из нек-рых гуманитарных наук (история, география
и др.). Араб. яз. сохранял здесь значение как язык Корана, религ.-канонических
(право, теология) и ряда естеств.-науч. дисциплин (медицина, математика,
астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию,
Египет, Испанию.
В Сев. Африке при Фатимидах
(10- 12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций
А. к. в области науки, лит-ры, иск-ва и материальной культуры, хотя и с
меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульм. Востока, чем
в 8-1-й пол. 10 вв. К кон. 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру.
Значение А. к. 8-10 вв. в
истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств
научного,< религ.-филос. и художеств. познания мира и человека. Гл.
усилия деятелей А. к. последующих периодов направлялись в основном на систематизацию
и детализацию этого наследия.
Хотя науч. и эстетич. традиции
А. к. не прерывались, но со 2-й пол. 13 в. в творчестве деятелей А. к.
возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное
в лит-ре. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного
застоя и на всё более заметное отставание развития А. к. от темпов культурного
прогресса в др. странах мусульм. Востока (Иран,< Ср. Азия в 14-15
вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе.
Блестящий расцвет пережила
арабо-исп. цивилизация в 10-15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага
и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике,
химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии араб.
философии [алъ-Фараби, ок. 870 - ок. 950; Ибн Сына (Авиценна), 980-1037],
представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198). В поэзии и лит-ре
были созданы произведения, вошедшие в число лучших художеств. памятников
А. к. Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества
и прикладного иск-ва (см. Мавританское искусство).
Крупным достижением А. к.
позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном
(1332-1406) историко-филос. теории обществ. развития.
В 16 в. араб. страны превратились
в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок,< хотя и в этот
период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли
притягательную силу для мусульм. учёных.
Качественно новый период
развития А. к. начинается с 1-й пол. 19 в. В обстановке экономия, иполитич.
возрождения араб. стран в новое время, в условиях начала развития нац.-освободит.
движения и, наконец, складывания независимых араб. гос-в происходит формирование
совр. А. к., преим. в рамках каждой из араб. стран. (См. соответствующие
разделы в статьях об отдельных араб. странах.)
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я