Философия.
Осн. содержанием
истории ср.-век. араб. философии явилась борьба вост. перипатетиков (см.
Перипатетическая школа), исходивших из эллинистич. наследия, и сторонников
религ.-идеалистич. учений. Предыстория возникновения на араб. Востоке собственно
филос. мысли относится ко 2-й пол. 8 в. и связана с мутазилитами, ранними
представителями рационального богословия (калама), к-рые, начав с обсуждения
вопросов о божеств. атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций,
не только выходивших за рамки религ. проблематики, но и подрывавших веру
в нек-рые осн. догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма,
мутазилиты отвергали наличие у бога положит. атрибутов, дополняющих его
сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление
об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его
аллегорич. толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного
мерила истины и положение о неспособности творца изменять естеств. порядок
вещей. В среде мутази-литов была распространена идея атомарного строения
мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии,
с другой - расчистили почву для зарождения чисто филос. свободомыслия перипатетиков.
В качестве реакции на идеи
мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873
или 874- 935/936), направивших рациональную теологию в русло филос. защиты
догматов о божеств. провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают
термин "калам" и гл. обр. её представителей называют мутакаллимами). Согласно
учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных
между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в
мире, утверждали они, нет причинно-следств. отношений, ибо всевышний способен
в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение.
В противовес как умозрениям
теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе
с элементами мусульм. мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии
разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских
страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистич. интуиции и конечному
с ним слиянию. Вместе с тем на нек-рых этапах своего развития суфийские
идеи подвергались толкованиям в духе натуралистич. пантеизма.
Мистика суфиев, на первых
порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства,
была узаконена алъ-Газали (1059-1111) - крупнейшим представителем религ.-идеалистич.
философии. В своей критике "еретических" и "противоверных" взглядов перипатетиков
Газали отстаивал наряду с мистич. суфизмом положения ашаритов, отказываясь,
однако, принять их атомистич. теорию. Одним из влиятельных представителей
суфизма можно считать также Ибн алъ-Араби (1165- 1240).
В основе вост. перипатетизма
лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских
переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ,
а также другие антич. учения, в частности поли-тич. теория Платона. Толкования
Аристотеля вост. перипатетиками открывали возможность для атеистич. и даже
мате-риалистич. концепций. Так, положение о двойств. истине, в скрытом
виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорич. толкования
догматов ислама.
Основоположником вост. перипатетизма
был алъ-Кинди (ок. 800-879), к-рый первым в араб. философии изложил содержание
осн. трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей
к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание
как приобщение разума индивида к универсальному, божеств. разуму. Деизм
Кинди, его представление о боге как о безликой "отдалённой причине", развивался
в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологич. и гносеологич.
идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья
Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений
жизни от божеств. провидения.
В 12 в. центр филос. мысли
перемещается на 3. мусульм. мира - в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают
сходные гуманистич. темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека
посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистич. озарения,
достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль,
в филос. робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством,
излагающий одновременно в аллегорич. форме концепцию двойств. истины. Однако
своей вершины андалус-ская, а вместе с ней и вся ср.-век. араб. философия
достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали
идеи перипатетизма и создавшего самостоят. филос. учение. Отвергая учение
Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом
об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных
душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному
божеств. разуму, к-рый воплощает предельную цель человеческого знания.
Большую роль в истории ср.-век. философии сыграла разработка Ибн Рушдом
концепции двойств. истины.
Другим крупным мыслителем
араб. Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников
философии истории.
Араб. философия обрела вторую
жизнь в Европе - в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда,
см. Аверроизм) и др. борцов против офиц. идеологии католицизма.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я