Историческая
наука.
Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась
на рубеже 8-9 вв. Первые записи ист. содержания относятся к кон. 7 в. Материалом
для ранних памятников ист. лит-ры на араб. яз. послужили историко-генеа-логич.
предания араб. племён, полулегендарные сообщения о доисламских гос-вах
в Юж. Аравии и об араб, княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды),
а также религ.-ист. предания о возникновении и распространении ислама,
особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в араб.
историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранич. представления
о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений
мусульм. генеалогов и экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогич. дерево арабов
с библейской "таблицей народов". Значит. роль в создании историографии
сыграли развитие астрономич. знаний (установление хронологии всемирной
истории) и использование материалов иран. историко-эпич. предания (переводы
"Книги царей" сасанидского Ирана), а также апокрифич. иудейско-христ. преданий.
Ср.-век. араб. историография исходит из теологич. истолкования хода всемирной
истории как осуществления божеств. замысла в отношении человеческого рода.
В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и
видит задачу историка в поучении ист. опытом. Идею о дидактич. ценности
истории, принятую большинством мусульм. историков, особенно чётко сформулировал
Ибн Мискавайх (ум. 1030). Араб. историки не пошли дальше повествоват. истории,
и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению ист. событий в
их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития
человеческого общества.
Предшественниками профессиональных
араб. историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных
преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (ум.
763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (ум. ок. 819). Кроме монументального
свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили
Муарридж ас-Садуси (ум. 811), Сухайм ибн Хафс (ум. 806), Мусаб аз-Зубайри
(ум. 851), Зубайр ибн Баккар (ум. 870), Ибн Хазм (ум. 1030), аль-Калькашанди
(1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода араб. историографии
был Мухаммед аз-Зухри (ум. 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных
преданий с интересом к политич. истории Халифата. Ему принадлежит одна
из первых записей преданий о воен. походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое
большое ист. сочинение на араб. языке (история древних пророков и жизнеописание
Мухаммеда) Ибн Исхака (ок. 704-768 или 767) послужило образцом для последующих
сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823),
Ибн Сада (ум. 845), поздние компиляции Ибн Саид ан-Наса, Нур-ад-дина аль-Халаби
и др. К ним примыкает популярная в ср. века агиографич. лит-pa, б. ч. фантастич.
рассказы о пророках и му-сульм. святых.
Для 2-й пол. 8 - сер. 9 вв.
характерно преобладание ист. трудов, посвящённых отд. событиям гл. обр.
из истории араб. завоеваний и гражд. войн в Халифате 7 - нач. 8 вв. [Аоу
Михнаф (ум. 774), Абу Убайда (ум. ок. 824) и особенно аль-Мадаини (ум.
ок. сер. 9 в.)]. Центром араб. историографии надолго стал Ирак. Со 2-й
пол. 9 в. появляются соч., объединяющие накопленный материал в связное
ист. повествование. Наиболее значительными были труды злъ-Белазури (ок.
820 - ок. 892); Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и аль-Якуби по всеобщей
истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9-1-я
пол. 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной
истории от сотворения мира, начальную историю мусульм. общины, описание
араб. завоеваний и политич. историю Халифата (правление династий Омейядов
и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная "История
пророков и царей" ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также
всеобщая история аль-Масуди (ум. 956 или 957), Хамэы аль-Исфахани (ум.
во 2-й пол. 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн алъ-Асира (1160-1233
или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличает широта кругозора,
отражающая энциклопедич. характер их интересов и знаний (особенно Якуби
и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами
мусульманских стран).
В связи с формированием местного
политич. самосознания в гос-вах, сложившихся на терр. Аббасидского халифата,
в историографии со 2-й пол. 10 в. преобладают династийная и местная хроники,
авторами к-рых становятся гл. обр. придворные историографы (обычно чиновники-секретари,
везиры и т. п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические
хроники, посвящённые истории секретарей, везиров (например, аль-Джахшийари,
ум. 943; Хилаль ас-Саби, 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, ум. 918; аль-Кинди,
ум. 961; аль-Хушани, ум. 971). Местную историографию представляют труды
по истории отд. городов, областей и провинций, напр. истории Мекки - аль-Азраки
(ум. ок. 858),< Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20-893), Египта
- Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульм. Испании - Абд аль-Малика
ибн Хабиба (ок. 796-853). Особого внимания заслуживает ист. энциклопедия
йеменского историка аль-Хамдани (ум. во 2-й пол. 10 в.), в к-рой собраны
сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и лит-ре Юж. Аравии.
В более позднее время в сочинениях такого рода гл. внимание отведено биографиям
местных политич. и религ. деятелей и деятелей культуры, причём для многих
из этих биографич. сочинений характерно соединение анналов с политич. биографией.
Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска - аль-Каланиси
(ум. 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262),
Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Династийная история, начатая трудами
Ибрахима ас-Саби (ум. 994) по истории Бундов и аль-Утби (961 - 1022, по
др. данным ум. 1036 или 1040) по истории Газневидов, получила особенное
развитие в 12-13 вв., гл. обр. в Сирии, куда переместился центр ист. науки.
Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина
аль-Исфахани (1125- 1201), Ибн Шаддада (1145-1234), Абу Шамы (1203-1268)
и особенно Ибн Ва-сила (1207-1298). Здесь же создавались и всеобщие истории
(Абу-лъ-Фида, 1273- 1331; аз-Захаби, 1-274-1353 или 1347; Ибн Касир, ок.
1300-1373 и др.). В 15- 16 вв. ведущее место в араб. историографии занимали
егип. историки, авторы трудов по истории мамлюков, ист. энциклопедий (ан-Нувайри,
1279-1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334- 1405) и особенно плеяда
историков-полигисторов, таких, как аль-Макризи (1364- 1442), аль-Айни (1361-1451),
Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или 1410- 1470) и ас-Суюти (1445-1505),
оставивших многотомные сочинения по политич., социально-экономич. и культурной
истории Египта.
Одно из главных мест в араб.
историографии занимает собственно биографич. лит-pa: общие биографич. словари
Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97-1363), своды биографий
деятелей в области философии, медицины и есТеств. наук Ибн аль-Кифти (1172-
1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Ист. сочинения на араб. яз. писали
не только в арабских, но и в др.странах мусульм. Востока, в т. ч. в Индии,
Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха тур. господства (16 - нач. 20 вв.)
представлена гл. обр. эпигонскими компиляциями по общей и местной истории,
биографич. и историко-библиографич. сводами. Наибольшую ценность представляют
история Андалусии аль-Маккари (1591/92-1632) и биографич. сочинение егип.
историка аль-Хафаджи (ум. 1659).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я