Литература.
Араб.
лит-pa уходит своими корнями в устную словесность родо-племенного общества
на терр. Аравийского п-ова. К числу ранних записей (8<- 10 вв.) относятся:
сб. "Отборные", или "Нанизанные" ("Муллакат"), составленный рави Хаммадом
(694/695<-772) (включает <7 шедевров семи поэтов); "Муфаддалият"
и "Асмаият" филологов аль-Муфаддаля (ум. 786) и аль-Асмаи (ум. ок. 830);
две антологии "Доблесть" ("Хамаса") принадлежащие Абу Таммаму (ок. 796-845)
и аяь-Бухтури (821-897); диван поэтов из племени хузаил -"Книга критики
поэзии" Ибн Кутайбы (ум. 889); "Книга изъяснения" аль-Джахиза; антология
"Книга песен" Абу-лъ-Фараджа аль-Исфахани (897-967); диваны отд. поэтов
и сб-ки пословиц.
Древняя араб. словесность
самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась
среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди
полукочевого и оседлого населения земледельч. оазисов и городов. Ведущую
роль в ней играла поэзия, у истоков к-рой прослеживаются трудовые, колыбельные,
охотничьи, караванные песни; очень рано сложились жанры поношения врага
(хиджа), похвальбы (фахр), песни мести (cap), траурной заплачки, или элегии
(риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф).
К глубокой древности восходят зачатки художеств. прозы: ораторская речь,
рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и др. памятных событиях.
Поэзия 5-7 вв., когда она
переживала расцвет, стала в араб. лит-ре своеобразным эталоном поэтич.
языка, метрики и эстетич. идеалов, надолго определив тематику и художеств.
приёмы.
Центральной фигурой в доисламской
поэзии является сам поэт, к-рый выступает как бедуин, патриот своего племени.
Идеализированный образ поэта-бедуина раскрывается на фоне реальных картин
кочевого быта, боевых и охотничьих сцен, видов аравийской пустыни. Осн.
лит. формами др.-араб. поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кита, мукатта).
Характерная особенность арабской поэзии - монорим; каждый стих, как правило,
состоит из одного предложения и является самостоят. смысловой эстетич.
единицей. Язык др.-араб. поэзии характеризуется колоссальным запасом слов,
гибкостью синтаксич. конструкций, многообразием конкретных изобразит. средств.
Араб. предание сохранило
имена ок. 125 доисламских поэтов (конца 5 - 1-я пол. 7 вв.): Имру-уль-Кайс,
к-рому приписывают создание классич. типа касыды; Тарафа, автор замечат.
касыдымуаллаки; Антара ион Шаддад, певец воинской доблести и любви; Зухайр
и Лабид, считающиеся лучшими выразителями жизненной мудрости и этич. идеалов
бедуинского общества; Шанфара и Тааббата Шарран, воспевшие вольную жизнь
одинокого разбойника в пустыне; Алкама, Урва ибн аль-Вард, Харис ибн Хиллиза
и Амр ибн Кульсум, выступающие героями и певцами своих племён; первые придворные
панегиристы - ан-Набига, Абид ибн аль-Абрас и Хатим; бродячий поэт аль-Аша,
прославившийся сатирами и вакхич. стихами; поэтесса аль-Ханса; иудейский
поэт Самауаль и христианин Ади ибн Зайд, в стихах к-рого сочетаются жизнерадостные
мотивы о вине с печальными мыслями о суетности мира и др.
Первым памятником араб. письменности
был Коран, в к-ром собраны религ. проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские
сюжеты, назидат. речи и законоположения исламской общины и гос-ва. Влияние
Корана ощущается во всей последующей араб. лит-ре. Мухаммед и его последователи
на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения
языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её
традиц., художеств. условности сохранились, а идейное содержание претерпело
небольшие изменения под влиянием новой веры - ислама. Центром поэзии стали
Сирия и Ирак. При дворе Омейядов творили выдающиеся поэты - аль-А.гталъ,
аль-Джарир,< алъ-Фараздак и др.
Новые явления в поэзии этого
периода наблюдаются в аристократич. среде крупных гор. центров Халифата,
где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Ярким
представителем этого жанра был Омар ибн Аби Ра-биа из Мекки (641-ок. 712
или ок. 718). Известны и др. поэты в Мекке (Ибн Кайс ар-Рукайат, Абу Дахбаль),
Медине (Ахвас) и Дамаске (халиф Валид II). В бедуинской среде в Аравии
выдвинулась плеяда певцов идеальной, или "узритской" (от племени узра),
любви. Поэт и его возлюбленная составляли неизменную пару, умиравшую от
неутолённой любви. Позднее о знаменитых парах (Джамил и Бусайна, Меджнун
и Лейла, Ку-сайир и Азза и др.) были сложены романтические повести. Повесть
о Меджнуне и Лейле приобрела мировую известность.
С сер. 8 в. всё большее участие
в создании араб. лит-ры наряду с арабами принимают представители завоёванных
народов. В Халифате усилился интерес к изучению араб. старины, разрабатывались
теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочинений
древности на араб. яз. Для развития прозы особое значение имели переводы
со среднеперсидского (пехлевийского) языка. Ибн аль-Мукаффа (казнён ок.
759) перевёл "Калилу и Димну", восходящую к инд. сб. "Панчатантра", и средне-персидский
свод эпич. преданий и хроник "Хвадай-намак" ("Книга царей"). Абан Лахики
(ум. 815) переложил араб. стихами "Калилу и Димну", книги о Маздаке (см.
Маздакизм) и о Синдбаде и др. Влияние переднеазиатской цивилизации, прежде
всего иранской, ощущалось и в поэзии, к-рая стала преим. городской. Произошло
нек-рое обновление араб. поэзии, выразившееся в предпочтении громоздкой
касыде коротких изящных стихотворений с самостоятельной темой и в "новом
стиле" (бадит), осн. признак к-рого состоял в употреблении неведомых ранее
образов, тропов и сравнений. Зачинателем "нового стиля" явился поэт и вольнодумец
Башшар ибн Бурд (ум. 783). Любовную лирику продолжала в эротико-гедонич.
направлении группа поэтов при аббасидском дворе (Мути ибн Ияс, Ва-либа
ибн Хубаб, Ибрахим аль-Маусили и его сын Исхак, Дибиль и др.). Среди них
выделяется великолепный мастер стиха Абу Нувас (762-815). Новатором выступил
Абу-ль-Атахия (ум. 825), к-рый в стихах, проникнутых аскетич. настроениями
и рефлексией, сознательно избегал традиц. поэтич. условностей. Постепенно
"новый стиль" получил признание и нашёл своего теоретика в лице Ибн алъ-Мутазза
(861-908). Но и тогда были поэты, поддерживавшие касыдную традицию, также
испытавшую влияние "нового стиля": Марван ибн Аби Хафса (721-97), Муслим
ибн аль-Валид (ум. 803) и особенно поэты 9 в. Абу Таммам и аль-Бухтури.
Больших успехов в 8-9 вв.
достигла араб. проза, почву для к-рой подготовили записи фольклора, изучение
Корана, переводы науч.-художеств. лит-ры с сирийского, среднеперсидского
и греч. языков. Зарождавшаяся в то время ист. лит-ра включала предания,
легенды и описания отд. событий, а географич. произв. содержали рассказы
купцов и путешественников о далёких странах. Художеств. проза обогащалась
также эпистолярными и речевыми стилями: в деловой переписке, ораторском
иск-ве и проповедях нек-рые авторы достигали большой выразительности и
мастерства. Смесь рассказов на разнообразные сюжеты и пёстрого познавательного
и дидактич. материала представляют многочисл. сочинения великих араб. прозаиков
алъ-Джахиза (767-868) и Ибн Кутайбы (828 - ок. 889), к-рый в "Источниках
известий" (10 книг) систематизировал большой лит. материал по тематич.
принципу: о власти, о войне, о дружбе и т. п. Это сочинение стало предметом
подражаний. В 9 в. появился араб. перевод перс. сб. "Тысяча сказок" ("Хе-зар
афсане") - прототипа сб. "Тысяча и одна ночь".
Распад Халифата способствовал
децентрализации лит-ры. Важнейшим из местных лит. центров 10 в. стал г.
Халеб (Алеппо). Здесь, при дворе Хамданида Сайф ад-Даула, жил поэт-панегирист
аль-Мутанабби (915-965). Его хвалебные и сатирич. касыды насыщены сти-листич.
украшениями, изысканными метафорами, гиперболами и сравнениями; в отделке
стиха он достигал изощрённого мастерства. В 11 в. в Сирии жил поэт и мыслитель
Абу-ль-Ала аль-Мааррм (973- 1057). Начав с подражания Мутанабби, он ещё
более усовершенствовал технику стиха,< введя усложнённые двойные
рифмы. Видными прозаиками 10 в. были Абу Хайян ат-Таухиди (ум. 1009) и
ат-Танухи (940-994). Рифмованная проза получила распространение в светской
лит-ре. Абу Бакр аль-Хорезми (ум. 993) написал в этой форме остроумные
"Послания" ("Расаиль"), а Бади аз-Заман аль-Ха-мадани (ум. 1007) создал
оригинальный жанр - макаму, к-рую считают высшим достижением араб/ прозы.
Макамы Хамадани составили цикл из 50 плутовских новелл, или рассказов о
приключениях и перевоплощениях изворотливого бродяги. Макамы проникли в
литературу из гор. фольклора. Однако если у Хамадани арабская проза сохранила
живость и непосредственность, то у многочисленных его подражателей (в том
числе у аль-Харири, 1054-1122) она выродилась в стилизацию.
Особняком стояла араб. лит-pa
в Андалусии (араб. Испания), тесно связанной с Магрибом. В 8-10 вв. Андалусия
в культурном отношении оставалась провинцией Халифата, нормой для её поэзии
являлись образцы, сложившиеся на востоке Халифата. Андалусскую поэзию представляли:
утончённый лирик и автор эпич. поэмы о завоевании Испании арабами аль-Газаль
(770-864); составитель популярной антологии "Единственное ожерелье" и автор
анакреонтич. стихов Ибн Абд Раббихи (860-940); сочинитель ок. 60 касыд
Ибн Хани (ум. 972) и др. Однако постепенно в андалусской лирич. поэзии
не только появился местный колорит, но и возникли строфич. формы мувашшах
(опоясанный) и заджал (мелодия), до тех пор чуждые араб. поэзии. Они родились
в простонародной среде в результате взаимодействия культуры арабов,берберов
и местного романского населения. Мувашшах, впервые упоминаемый в кон. 10
в., проникнув в лит-ру, распространился и на восток Халифата, а к 13 в.
принял застывшие формы, превратившись в предмет формалистич. упражнений.
Заджал избежал стилизации и остался излюбленным нар. жанром в мусульм.
и христ. Испании, попал в др. араб. страны и, по-видимому, оказал влияние
на развитие ранней провансальской поэзии. Сохранился диван крупнейшего
представителя этого жанра Ибн Кузмана (ок. 1080-1160). Расцвет андалусской
поэзии на лит. араб. яз. приходится на 11 в., когда Кардовский халифат
распался на неск. эмиратов. В каждом из них возникли придворные лит. кружки.
Всюду преобладала панегирич.<, эротич. и вакхич. поэзия. Крупным
центром стала Севилья с её поэтами-меценатами аль-Мутадидом (1012-1069)
и аль-Мутамидом (1040-1095). Последний кончил свою жизнь в Марокко, находясь
в плену; его добровольным спутником в заточении был знаменитый поэт-лирик
из Сицилии Ибн Хамдис (1055- 1132). В Севилье жил последний крупный араб.
поэт Кордовы Ибн Зайдун (1003- 1071). Мн. андалусские поэты 11-13 вв. прославились
элегиями на падение арабских династий и городов под ударами Реконкисты
(Ибн Абдун, аль-Вакаши,< Ибн Хафаджа, Салих ар-Ронди и др.). В прозе
выделяются Ибн Хазм, создавший "Ожерелье голубки" - своеобразный трактат
о любви, и Ибн Туфайль (ок. 1110-1185), автор филос. романа "Живой, сын
бодрствующего".
С сер. 11 в., несмотря на
количеств. рост, араб. лит-pa носит печать упадка. В поэзии начинает преобладать
мистика,< в прозе - дидактика. Для мистич. поэзии характерно сочетание
вакхич. и эротич. мотивов с экстатич. обращениями к божеству. Её видными
представителями были андалусцы Ибн аль-Араби (1165- 1240), аш-Шуштари (ум.
1269) и египтянин Омар ибн аль-Фарид (1182-1235). Сицилиец Ибн Зафар (ум.
1169) сделал робкие шаги к созданию ист. новеллы. Сирийский эмир Усама
ибн Мункыз (1095-1188) написал единственную в ср.-век. араб. лит-ре художеств.
автобиографию "Книга назидания". Ибн Арабшах (1392-1450), увезённый Тимуром
из Багдада в Самарканд, в своей дидактич. антологии "Приятный плод для
халифов" переработал витиеватым слогом сев.-иран. сказки.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я