С упадком письм. лит-ры обслуживавшей культурные и эстетич. запросы крупных феодалов и узкого круга образованных людей, наступил расцвет устно-поэтич. творчества. В Египте и Сирии, куда после монг. нашествия (13 в.) окончательно переместился центр араб. лит-ры, распространились жанры мувашшах и зад-жал. Суфийские поэты и даже придворный поэт Бахааддин Зухайр (1187-1258) стремились писать языком близким к народному, Ибн Даниял (13 в.) в Египте записал лубочные пьесы для теневого театра. Получили распространение в 13- 15 вв. и позднее своеобразные нар. произв. в жанре сира (букв.- "жизнеописания"), т. е. циклы рассказов на героич. и любовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями. Европ. терминология классифицирует их как рыцарские романы. Эти произв. исполнялись сказителями-актёрами на улицах и площадях. Важнейшие сиры: о поэте-воине 6 в. Антаре и<
С упадком письм. лит-ры обслуживавшей культурные и эстетич. запросы крупных феодалов и узкого круга образованных людей, наступил расцвет устно-поэтич. творчества. В Египте и Сирии, куда после монг. нашествия (13 в.) окончательно переместился центр араб. лит-ры, распространились жанры мувашшах и зад-жал. Суфийские поэты и даже придворный поэт Бахааддин Зухайр (1187-1258) стремились писать языком близким к народному, Ибн Даниял (13 в.) в Египте записал лубочные пьесы для теневого театра. Получили распространение в 13- 15 вв. и позднее своеобразные нар. произв. в жанре сира (букв.- "жизнеописания"), т. е. циклы рассказов на героич. и любовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями. Европ. терминология классифицирует их как рыцарские романы. Эти произв. исполнялись сказителями-актёрами на улицах и площадях. Важнейшие сиры: о поэте-воине 6 в. Антаре и<
АРАБСКАЯ
С упадком письм. лит-ры обслуживавшей культурные и эстетич. запросы крупных феодалов и узкого круга образованных людей, наступил расцвет устно-поэтич. творчества. В Египте и Сирии, куда после монг. нашествия (13 в.) окончательно переместился центр араб. лит-ры, распространились жанры мувашшах и зад-жал. Суфийские поэты и даже придворный поэт Бахааддин Зухайр (1187-1258) стремились писать языком близким к народному, Ибн Даниял (13 в.) в Египте записал лубочные пьесы для теневого театра. Получили распространение в 13- 15 вв. и позднее своеобразные нар. произв. в жанре сира (букв.- "жизнеописания"), т. е. циклы рассказов на героич. и любовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями. Европ. терминология классифицирует их как рыцарские романы. Эти произв. исполнялись сказителями-актёрами на улицах и площадях. Важнейшие сиры: о поэте-воине 6 в. Антаре и<
его возлюбленной Абле,
о мамлюкском султане Бейбарсе, о переселении племени бану-хилаль в Египет
и< Сев. Африку, о Зу-ль-Химме. Нек-рые из них начали складываться,
по-видимому, очень рано. Нар. память пронесла их через века, а сказители
каждого поколения наслаивали новыч; эпизоды и подробности, внося в них
анахронизмы и< противоречия. В сирах отразились события эпохи крестовых
походов (герои обычно совершают подвиги в сражениях против "неверных" <-
"франков"
или "румов"). К тому же типу нар. лит-ры относится сб. сказок "Тысяча иодна
ночь", в состав к-рого наряду с фольклорными илит. материалами полностью
вошла сира об Омаре ибн ан-Нумане.
Араб. лит-ра 16<-18
вв., скованная схоластикой и< традиц. рамками, имела ограниченное
значение; важна лишь непрерывная рукописная традиция, сохранившая до наших
дней многие памятники прошлого.
Архитектура, изобразительное
и< декоративно-прикладное искусство.< Иск-во араб. стран сложно
по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят к< культурам Сабейского,
Минейского и Химьяритского гос-в (1-е тыс. до н. э.<- 6 в. н. э.),
связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются
в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и< многоэтажных постройках
Йемена, фасады к-рых украшены цветным рельефным узором. В Сирии,< Месопотамии,
Египте и< Магрибе стили ср.-век. араб. иск-ва формировались также
на местной основе,< испытывая нек-рое воздействие иран., визант.
и др. культур.
Архитектура. Осн. культовым
зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка.
Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало
"дворовому", или "колонному",< типу мечети),< в 1-й пол. 7
в. были созданы в Басре (635)<, Куфе (638) и Фустате (40-е гг.7 в.).
Высокое художеств. решение араб. колонная мечеть получила в Дамаске - столице
Омейядов: строители дамасской мечети (нач. 8 в.) великолепно использовали
местные эллинистич. и сиро-визант. архит. традиции и украсили здание полихромными
мозаиками,< изображающими архит. пейзаж. Величественны мечети в Кайруане
(Сиди-Окба,< 7-9 вв.) и Кордове (8-10 вв.). Колонный тип надолго
остался основным в монументальной культовой архитектуре араб. стран (мечети:
Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате
и Кутубия в Марракеше,< обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире,< 11
в., и др.) и оказал воздействие на мусульм. зодчество Ирана, Кавказа, Ср.
Азии,< Индии. В архитектуре получили развитие, также купольные постройки,
ранний образец к-рых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра
в Иерусалиме (687-691).8 дальнейшем куполами завершают различные культовые
и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных
лиц.
При Омейядах велось большое
светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы
и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр
аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой,мозаикой
и стенными росписями.
При Аббасидах проводились
большие градостроительные работы. Багдад, заложенный в 762, подобно Хатре
и Ктесифону, был городом, круглым в плане; в центре его размещались дворец
и мечеть<, а периметр был охвачен двойным кольцом оборонит. стен.
В Самарре (столице Халифата в 836-892), вытянувшейся вдоль р. Тигр,преобладала
прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных
дворцов и домов знати,< имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные
залы,< стены к-рых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью.
Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.
Особую школу араб. зодчества
представляют постройки фатимидского Каира (осн. в 969). Воздвигнутые из
камня гор. стены образуют в плане квадрат; сохранилось неск. ворот 11 в.,
к к-рым вели гл. улицы города. Крепостная архитектура отличалась выразительностью
простых монументальных форм. Фати-мидский Каир украшали дворцы, кара-вансараи,
бани, лавки, жилые дома, а также здания мечетей, из числа к-рых до нас
дошли грандиозные аль-Хаким и аль-Азхар, а также украшенные изящной резьбой
по камню аль-Акмар и ас-Салих-Талаи.
С 13 в. до нач. 16 в. зодчество
Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство:
цитадели в Каире,< Халебе (Алеппо) и др. В монумент. архитектуре
этого времени пространств. начало, доминировавшее на предшествующем этапе
(дворовая мечеть), уступило место грандиозным архит. объёмам: над гладью
мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие
барабаны, несущие купола. Строятся величественные здания четырёхайванного
(см. Ливан) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна
(13 в.) и мечеть Хасана (14 в.) в Каире,< мечети и медресе (духовные
школы) в Дамаске и др. городах Сирии.. Сооружаются мно-гочисл. купольные
мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире,
15-16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко
применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре
используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде,
Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).
Высокий расцвет пережила
в 10-15 вв. араб. архитектура Магриба и Испании. В крупных городах (Рабате,
Марракеше, Фесе и др.) строились касбы - цитадели, укреплённые мощными
стенами с воротами и башнями, и медины - торг. и ремесл. кварталы. Большие
колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами
отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики
(мечети в Тлем-сене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором
и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисл. медресе 13-14 вв. в
Марокко.-В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились и др. выдающиеся
памятники араб. архитектуры: минарет "Ла Хиральда", воздвигнутый в Севилье
зодчим Джебером в 1184-96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде
- шедевр араб. зодчества и декоративного иск-ва 13-15 вв. Араб. зодчество
оказало воздействие на романскую и готич. архитектуру Испании ("стиль мудехар"),
Сицилии и др. средиземноморских стран.
Захват араб. стран турками-османами
в 16 в. принёс формы османского зодчества, особенно в культовую архитектуру.
Но в светской архитектуре продолжали жить и развиваться местные строит.
и художеств. традиции.
Декоративно-прикладное и
изобразит. иск-во. В араб. искусстве получил яркое воплощение свойственный
художеств. мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший
орнамент, особый в каждой из областей араб. но связанный общими закономерностями
развития. Арабеска, восходящая к антич. мотивам,- это созданный арабами
новый тип узора<, в к-ром математич. строгость построения сочетается
со свободной художеств. фантазией. Получил развитие также эпиграфич. орнамент
- каллиграфически исполненные надписи, включённые в декоративный узор.
Орнамент и каллиграфия,широко
применявшиеся в архит. декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны
и для прикладного иск-ва, достигшего высокого расцвета и особенно полно
выразившего декоративную специфику араб. художеств. творчества. Красочным
узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры
- Ракка, Самарра); расписанные золотистым,< разных оттенков люстром
сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая
керамика 14-15 вв., оказавшая большое влияние на европ. прикладное иск-во.
Мировой известностью пользовались также араб. узорные шёлковые ткани -
сирийские,< египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые
ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота
украшены художеств. изделия из бронзы (чаши,< кувшины, курильницы
и др. предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14
вв. г. Мосула в Ираке и нек-рых ремесл. центров Сирии. Славились сирийское
покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным
узором егип. изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород
дерева.
Иск-во в странах ислама развивалось,
сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран
украшались геометрия., растительным и эпиграфич. узором. Однако ислам,
в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразит.
иск-во в целях пропаганды религ. идей. Более того, в т. н. достоверных
хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа
и особенно человека. Богословы 11-13 вв. (Газали и др.) эти изображения
объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего
средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологич. сцены.
В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетич. каноны,
обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений
во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульман-ских художеств.
традиций. В дальнейшем изобразительность в араб. иск-ве объясняется наличием
антиклерикаль-
ных по своему существу эстетич.
воззрений. Напр., в "Посланиях братьев чистоты" (10 в.) иск-во художников
определено "как подражание образам существующих предметов, как искусственных,
так и< естественных,< как< людей, так и< животных".
Высокий расцвет пережило
изобразит. иск-во в< Египте 10<-12 вв.: изображения людей и
жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамич. блюда и< вазы
(мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и< дереву
(панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и< др.), а< также
льняных и< шёлковых тканей; изготовлялись бронз. сосуды в виде фигур
животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии
10<-14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный
с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в< узор росписей по стеклу
и< керамике.
Видное место в истории мирового
иск-ва занимает араб. книжная миниатюра. В Египте миниатюра 9<-10
вв. (происходящая из Файюма) и 11<-12 вв. стилистически связана с
коптским иск-вом. В живописи сирийских миниатюр заметно визант. влияние.
Большой высоты иск-во книжной миниатюры достигло в Ираке в 12<-13
вв. Здесь существовало неск. стилевых направлений. Одно из них (возможно,
североиракское) отличается пышными и красочными придворными сценами; другое
представлено лаконичными похарактеру иллюстрациями в науч. трактатах (напр.,
листы из "Фармакологии" Диоскорида, переписанной Абдаллахом ибн Фадлем
в 1222, хранящиеся в разных музеях мира). Подлинной гордостью иракской
школы миниатюристов являются полные живых наблюдений, переданных выразительным
образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к< "Макамам"
Харири, дошедшим в неск. рукописях (выделяются миниатюры рукописи 1237,
художник Яхья ибн Махмуд из< Васита, Парижская нац. б-ка,и< рукописи
нач. 13 в., принадлежащие Ленингр. отделению Ин-та востоковедения). Новый
подъём миниатюра в Ираке пережила в кон. 14 в., когда в Багдаде работал
выдающийся художник Джунаид Султани, автор миниатюр рукописи "Хамсе" Хаджу
Кермани 1396 (Британский музей, Лондон).
Изобразит. начало было менее
развито в иск-ве стран араб. Запада. Однако и здесь создавались декоративная
скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а также миниатюра
(рукопись "История Байяд и< Рийяд", 13 в., Ватиканская библиотека).
Араб. иск-во в целом было
ярким, самобытным явлением в истории мировой художеств. культуры эпохи
средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульм. мир и< выходило
далеко за его пределы.
Музыка. Араб. музыка
сформировалась в результате слияния собственно араб. иск-ва с иск-вом завоёванных
стран. Ранний, "бедуинский", период в её развитии характеризуется единством
музыки и< поэзии. Сохранились сведения о древних араб. профессиональных
певцах-поэтах (шаирах), о песенных жанрах <- хида (караванные песни),
хабаб (песни конников), о музыкальных инструментах <- дуфф (маленький
квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род
однострунной скрипки).
После завоевания Ирана, части
Византии и установления господства над Ср. Азией и< Египтом арабы
ассимилировали традиции более развитых культур (были восприняты основы
греч. муз. теории; под воздействием персидской и визант. мелодики араб.
звукоряд расширился до двух октав, на нек-рых араб. ладах и инструментах
сказались иран. влияния). Расцвет классич. араб. музыки начинается с кон.
7 в.< Она основывается на 7-ступенных ладах, в к-рых наряду с осн.
звуками используются промежуточные интервалы <- коммы (меньше 18целого
тона).
Ладовые особенности араб.
музыки определили своеобразную манеру пения, при к-рой широко применяется
глиссандирование (скольжение от звука к звуку). Для араб. музыки характерна
цветистая мелизматика,< придающая музыке оригинальный колорит. Классич.
араб. музыка преим. вокальная. Наиболее распространённый жанр <- вокально-инструментальный
ансамбль, в к-ром ведущая роль принадлежит певцу. Крупнейшие певцы периода
Омейядов <- Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, славились также певица
Джамиле и< её ученики. В период династии Аббасидов выделяются музыканты
Ибрахим аль-Маусили (742<- 804) и< его сын Исхак аль-Маусили
(767<- 850)<- основатель багдадской школы, а также Мансур Зальзаль.
Высокого уровня достигла араб. муз. наука. Среди выдающихся муз. теоретиков
ср. веков: аль-Кинди, разработавший и< применивший к араб. музыке
метафизич. доктрину "гармонии Вселенной" неоплатоников; аль-Исфахани (897<-967),
автор "Большой книги песен"; Сафи-ад-дин Урмави (около 1230<-1294),
написавший трактат об акустике и гармонич. связях "Эш-Шарафийя" <- выдающийся
труд ср.-век. вост. науки о музыке. Важнейшие сведения о музыке Востока
содержатся в трудах аль-Фараби<-автора " Большого трактата о музыке",
Ибн Сины и др. В ср. века араб. музыка оказала воздействие на муз. иск-во
Испании, Португалии, на формирование нек-рых европ. муз. инструментов.
Лит.: Бартольд В. В., Соч.,
т. 6, М., 1966; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60;
Беляев< Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье,
2< изд., М., 1966; Леви-Провансаль Э., Арабская культура в Испании,
пер. с франц., М., 1967; Me ц А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем.,
М., 1966; Kremer A.,< Culturge-schichte des Orients unter den Chalifen.Bd
1 <-2<, W.,< 1875 <- 77; Sаrtоn< G., Introduction
to the history of science, v. 1 <- 3, Balt., 1927 <- 48; Gibb
H.< A. R.,< Studies on the civilization of Islam, Boston, 1962;
Grunebaum G.< von, Medieval Islam. A study in cultural orientation,
2 ed., Chi., 1961; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and A. Guillaume,
Oxf., 1931; Sauvaget J., Introduction a I'histoire de l'Orient Musulman.
Elements de bibliographie, P., 1961; Grohmann A., Arabien, Munch., 1963;
Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961; Kennedy Б.
S., A survey of Islamic astronomical tables, Phil., 1956.
Избр. произв. мыслителей
стран Ближнего и Среднего Востока 9 -14 вв., М., 1961; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 222-36; Григорян С. Н., Средневековая философия народов
Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Штёкль А., История средневековой
философии, [пер. с нем.], М., 1912; Лей Г., Очерк истории средневекового
материализма, [пер. с нем.], М., 1962; аль-Фахури X., ад-Дарр аль-халил,
Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1 - 2,
Бейрут, 1957 - 58; Мехрин-Мехрдад, Фалсафэ-йе-шарг (Философия Востока),
Тегеран, [1959]; Радев Р., Из историята на арабската философия, София,
1966; Мrоzеk A., Srеdniowieczna filozofia arabska, Warsz.. 1967; Ueberweg
F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1 - 3, 5, В.,
1924-28; Воеr Т. J. d e, The history of philosophy in Islam, L., 1933;
Munk S., Melanges de philosophic juive et arabe, nouv. ed., P., 1955; Gruz
Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, v. 1 - 2, Madrid, 1957. Гибб
X. А. Р., Мусульманская историография (пер. с англ. П. А. Грязневича),
в его кн.: Арабская литература, М.,1960, с. 117-55; Historians of the Middle
East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962; Rosenthal
F., A history of Muslim historiography,
2 ed., Leiden, 1968.
Pозен В. Р., Отрывки из очерка
истории арабской литературы, в сб.: Памяти академика В. Р. Розена, М.-
Л., 1947; Крымский
А. Е., История арабов и арабской
литературы светской и духовной, ч. 1 - 3, М., 1911 - 13; фильштинский И.
М., Арабская классическая литература, М., 1965; Гибб X. А. Р., Арабская
литература, [пер. с англ.], М., 1960; аль-Фахури X., История арабской литературы,
[пер. с араб.], т. 1-2, М., 1959-61; Вrосkеlmann С., Geschichte der arabischen
Literatur, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Leiden, 1943 - 49; Suppl.-Bd 1 - 3, Leiden,
1937 - 42; Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd
1 - 5, Citta del Vaticano, 1944 - 53; Gonza1ez Palencia A., Historia de
la literatura arabigo-espanola, Barcelona, 1928; В1асhereR. Histoire de
la litterature arabe des origines a la fin du XVe siecle..., [t. 1-3],
P., 1952 - 66; Sezgin F., Geschichte des arabischen Schrifttums, Bd 1,
Leiden, 1967.
Веймарн Б., Каптерева Т.,
Подольский А., Искусство арабских народов, М., 1960; Всеобщая история искусств,
т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 9-53; Кубе А. П., Испано-мавританская керамика,
М.- Л., 1940; Большаков О., Ислам запрещает..., "Наука и религия", 1967,
№№5,7; Маrcais G., .[.'architecture musulmane d'Occident, P., 1954; Сreswe11
K. A. C., Early Muslim architecture, pt 1 - 2, Oxf., 1932-40; его же. The
Muslim architecture of Egypt, v. 1 - 2, Oxf., 1952 - 60; Lane A., Early
Islamic pottery. Mesopotamia, Egypt and Persia, L., 1958; Dimand M. S.,
A handbook of Mohammadan art, 3 ed., N. Y., 1958; Ettinghausen R., Arabische
Malerei, Gen., 1962; Hoag J. D., L'architettura araba, Mil., 1965; Islamic
art in Egypt. 969 - 1517, Cairo, 1969.
Кузнецов К. А., Арабская
музыка, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, [сб.] 2, Л., 1940, с.
265-80; Fаrmеr Н. G., A history of Arabian music to the XVIIIth century...,
L., 1929, 2 ed., L., 1967; Er1anger R. d',
La musique arabe, v. 1 -
6, P., 1930 - 59; Кutahia1ian I. O., Ecriture musicale arabe moderne, Marsiglia,
1957. П. А. Грязневич (вводный раздел, историческая наука, география),
М. М. Рожанская (естественные и точные науки), А. В. Сагадеев (философия),
А. Б. Халидов (литература), Б. В. Веймарн (архитектура и изобразительное
искусство). Илл. см. на вклейке, табл. XIV.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я