АРАБЫ

АРАБЫ (самоназвание-аль
- араб), группа народов, населяющих араб. страны Зап. Азии и Сев. Африки.
А. составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской
Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного
Омана, Бахрейна, Катара,< ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании,
Судана. Кроме того, А.< живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле,
Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и др. странах Вост.
Африки. Значит. группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. и Юж. Америки,
во Франции и др. Общая численность А.,< включая живущих вне араб.
стран, ок. 96 млн. чел. (1967, оценка), в т. ч. в Азии - ок. 32 млн. и
в Африке - ок. 63 млн. чел. А. говорят на арабском языке. По религии большинство
А.- мусульмане-сунниты. Часть А. принадлежит к др. направлениям ислама
[шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане; друзы в Сирии и Ливане; абадиты
(ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства
(копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. в Сирии,< Ливане,
Иордании).


Предполагается, что древние
семитские племена, из которых впоследствии сложился др.-араб. народ, уже
во 2-м тыс. до н. э. занимали территорию Аравийского п-ова. В 1-м тыс.
до н. э. возникли первые араб. гос. образования: Пальмира (Тадмор), Набатея
и Лихьян - на сев. границе Аравии. К 5-6 вв. н. э. относится образование
араб. гос-в Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр. Аравия). Шёл процесс
складывания единого араб. народа. В это время араб. общество находилось
на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс
классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные
связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения
-вплоть до нашего времени (в т. ч. и такие институты, как кровная месть,
авункулат, ортокузенный брак и др.). К 5-6 вв. араб. племена составляли
б. ч. населения Аравийского п-ова. Проникновение А. в соседние страны особенно
усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались арабские завоевания,
в результате к-рых был создан обширный Араб. халифат, простиравшийся от
Индии до Атлантич. ок. и от Ср. Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило
глубокий след в этнич. истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки,
где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках,
восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной
культуры А., было сравнительно быстро арабизировано; вместе с тем и А.
восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная
арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный
силой оружия Араб. халифат к 10 в. распался на отдельные части в результате
освободит. борьбы завоёванных народов и роста феод. сепаратизма. В 16 в.
араб. страны Передней Азии (кроме значит. части Аравийского п-ова) и Сев.
Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см, Турция).
Начиная с 19 в. араб. земли подвергались систематич. ограблению и захвату
колониальными гос-вами: Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть
терр. Марокко была захвачена Португалией ещё в 15-16 вв.). Но нац.-освободит.
борьба А. против колонизаторов никогда не прекращалась. В кон. 19 - начале
20 вв. она особенно усилилась. В 40-60-х гг. 20 в. мощный подъём нац.-освободит.
антиимпериалистич. движения завершился для большинства араб. стран завоеванием
гос. независимости.


Подавляющее большинство А.
ведёт оседлый образ жизни, причём значит. их часть живёт в деревнях (феллахи),
занимаясь земледелием и садоводством. В городах большинства араб. стран
сложились нац. буржуазия, рабочий класс и интеллигенция; среди городского
араб. населения имеется значит. прослойка ремесленников. Часть А. сохраняет
полукочевое х-во, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и
козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преим. верблюдоводством (бедуины).
В прошлом важнейшей статьёй дохода кочевников было обслуживание караванных
путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. разных стран имеются
существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве
тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак)
или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде араб. стран (Сирия, Ирак, ОАР,
Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется совр. с.-х. техника. Типы традиц.
домов в различных областях и странах разнообразны: распространены дома
средиземномор. типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика);
в Юж. Аравии - башнеобразные дома в неск. этажей; у крестьянской бедноты
преобладают однокамерные постройки с внешним двором; встречаются, особенно
в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население
сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани,
а теперь нередко и брезента. В городах европ. одежда всё более вытесняет
традиц. белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые
у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений
- перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др. В Центр. Аравии
и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок,
а иногда также щёки, губы,< грудь, ступни ног. В пище, в зависимости
от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная,
кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов
- и молочные продукты. Развитие пром-сти в арабских странах, оседание кочевников,
рост числа с.-х. и городских рабочих - всё это наносит сокрушит. удар по
пережиткам родо-плем. и феод. отношений. В ряде араб. стран (ОАР, Алжир,
Сирия) в 60-х гг. 20 в. осуществлены важные социально-экономич. преобразования
антикапита-листич. характера. Развивается движение за единство арабских
народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс. (Об истории,
хозяйстве, культуре народов отдельных арабских стран см. в статьях о соответствующих
странах.)


Лит.: Беляев Е. А., Арабы,
ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965; Дьяконов И.
М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический
сб., т. 1, М., 1958; Крачковский И. Ю-, Исторический роман в современной
арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М. -Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема
арабского единства, "Советская этнография", 1957, .N° 1; Народы Африки,
М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический
строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX в., М. 1961; Тахир Абд-аль-Джалиль
Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия


(Бедуины и племена в арабских
стра нах), Каир, 1955; al'-Arab, в кн.: Еnсусlopedie de 1'Islam, v. 1,
P., I960.


Я. С. Луцкая.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я