Ветеринарное
дело.
Патология с.-х. животных <л. отличается многообразием. В целом животноводство
неблагополучно по ящуру (4286 вспышек в 1965 и 5225 в 1966), сибирской
язве (1124 вспышки в 1965<-66), эмфизематозному карбункулу (4154
вспышки в 1965<-66). Ежегодные потери скота от бруцеллёза исчисляются
в 5 млрд. аргент. песо. В нек-рых х-вах страны 75<-100% коров больны
бруцеллёзом; им поражено 12% кр. рог. скота, 15,5% свиней, 20% коз. Широко
распространены энцефаломиелит лошадей (венесуэльский тип вируса) и пастереллёз
рог. скота. В отношении нек-рых трансмиссивных (передающихся через переносчиков)
и др. паразитарных болезней природные р-ны А.< имеют определённые
особенности. Сев. часть страны и< гористые р-ны эндемичны по пироплазмозам
рог. скота и лептоспирозу (у больных овец 39%< смертельных исходов).
На юге А., в степных и полупустынных р-нах, преобладают кожные заболевания
животных и миазы. В высокогорных р-нах на В. страны отмечаются брадзот
и инфекц. агалактия мелкого рог. скота. Гельминтозы, особенно эхинококкоз,
распространены повсеместно.
В А. 2200 вет. врачей (1966).
Специалистов высшей квалификации готовят на вет. ф-тах университетов. Имеется
значит. число н.-и. вет. учреждений (ин-т патологии животных, ин-т зоонозов,
ящурный ин-т), разрабатывающих вопросы борьбы с болезнями животных и повышения
их продуктивности. Вет. службой руководит Мин-во с. х-ва и скотоводства.
Разработаны программы борьбы с ящуром, эхинококкозом, маститами животных.
И. А. Бакулов, М. Г. Таршис.
X. Просвещение
Первые школы на терр. А<.
были
созданы миссионерами в начале исп. колонизации (16 в.). После провозглашения
независимости А. (1816) стала постепенно складываться система школ, первоначально
находившаяся в ведении университетов. В 1844 принят первый закон об обязательном
нач. обучении. Большое значение для развития нар. образования А. имела
деятельность Д. Ф. Сармьенто (президент в 1868-74). Общее руководство нар.
образованием осуществляет Мин-во просвещения июстиции. Организацией спец.
образования занимаются также департаменты с. х-ва, транспорта, обществ.
работ и воен. ведомство. В контроле за работой школ, особенно средних,
участвуют нац. университеты. Сильное влияние на просвещение оказывает като-лич.
церковь. Установлено обязательное бесплатное нач. обучение детей с 6 до
14 лет. Имеется значит. число частных школ (в основном конфессиональных).
По офиц. данным, грамотных <- ок. 90% .
Начальное звено системы нар.
образования <- дошкольные учреждения для детей от 3< до 6 лет.
В 6 лет дети поступают в 7-летнюю нач. школу. Ок. 10% нач. школ, гл. обр.
в сел. местностях, одно-комплектные (все классы ведёт один учитель). Ср.
школа <- 5-летняя, состоит из 2 циклов (3 и 2 года обучения); первый
цикл имеет общеобразоват. характер, второй подразделяется на классич. и
реальное отделения. Окончание полной средней школы даёт право поступления
в университет. В 1968 в дошкольных учреждениях воспитывалось около 177
тыс. детей. В 1968 уч. г. в начальных школах обучалось 3480,5 тыс. учащихся,
в средних школах <- св. 887 тыс. учащихся. На базе начальной школы
работают 5<-6-летние проф. школы (промышленные, коммерческие, прикладного
иск-ва и др.)<. Окончившие проф. школы пользуются правом поступления
в отраслевой ин-т. В 1967 уч. г. в проф. школах обучалось 454,7 тыс. чел.
Учителей нач. школ готовят 5-летние пед. училища, в к-рые принимаются окончившие
нач. школу. Выпускники пед. училищ могут затем поступить в 4-летние пед.
ин-ты, готовящие учителей ср. школ.
В< числе высших уч.
заведении 13 государственных и 14 частных университетов, 3< высших
технологач. ин-та, консерватория и< др. Крупнейшие университеты:
в Буэнос-Айресе (осн. в 1821), Кордове (осн. в 1613), Ла-Плате (осн. в
1884) и Сан-та-Фе (осн. в 1919). В 1968 уч. г. в вузах А. обучалось 265,3
тыс. студентов.
Крупнейшие библиотеки: Национальная
(осн. в 1810; св. 682 тыс. тт.), библиотека университета в Буэнос-Айресе
(св. 870 тыс. тт.), библиотека Нац. конгресса (осн. в 1859; 300 тыс. тт.).
Музеи: естественных наук (осн. в 1823), художественный (осн. в 1895), исторический
(осн. в 1889),< школьный музей им. Сармьенто (осн. в 1910) - все
в Буэнос-Айресе, естественноисторич. музей в Мендосе (осн. в 1911) и др.
Л. Я. Белова.
XI. Наука и научные учреждения
1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
НАУКИ
До освобождения А. от испанского
колон, владычества (1816) высшее образование и наука находились в руках
като-лич. монашеских орденов. Долгое время в стране имелся только один
университет (осн. в 1613 в Кордове), готовивший богословов и чиновников.
В течение колон. периода (нач. 16 - нач. 19 вв.) нек-рое развитие получили
лишь географич. исследования. К ним относятся 3 географич. экспедиции в
Кордильеры в 1662, 1703 и 1767, исследование басс. р. Пилькомайо в 1721,
побережья Патагонии в 1745 и др. Кроме того, отд. монахи занимались астрономич.
наблюдениями, изучением местной флоры и фауны, особенно лекарств. растений.
Из учёных колон. периода известны Б. Суарес, аргентинец, получивший образование
в Европе и опубликовавший неск. работ по астрономии, и доминиканский монах
М. Торрес, открывший в 1787 первый полный скелет мегатерия, в дальнейшем
подробно изученный Ж. Кювье.
После завоевания А. независимости
были предприняты меры по расширению высшего образования и развитию исследований
в области естествознания. В течение неск. лет в стране были созданы Академия
математики и воен. иск-ва (осн. в 1816), университет в Буэнос-Айресе (осн.
в 1821), Об-во физико-матема-тич. наук (осн. в 1822), Академия мед. наук
в Буэнос-Айресе (осн. в 1822), начавшая с 1823 издавать свои "Анналы"-
первый науч. журнал в стране. В 1823 в Буэнос-Айресе был основан нац. музей,
ставший центром развития геоло-гич. и биологич. наук. Для преподавания
естеств. наук приглашались учёные из Европы. Среди них - физик и астроном
итальянец О. Моссотти, занимавшийся также метеорологич. наблюдениями, и
ботаник Э. Бонплан, известный спутник А. Гумбольдта в его путешествиях
по Юж. Америке, в 1818 переселившийся в А. Среди немногочисл. учёных-аргентинцев
19 в. видное место занимает крупный палеонтолог и врач Ф. Муньис.
Становление нац. науки в
А. происходило медленно. Экономич. отсталость ограничивала возможности
развития науки. Перелом наступил после свержения диктатуры Росаса (1852).
В 1870 по приглашению президента Д. Ф. Сармьенто в А. переселился амер.
астроном Б. Гулд, построивший в Кордове астрономич. обсерваторию и проводивший
в ней в течение 15 лет исследования юж. неба, до тех пор мало изученного.
За время пребывания в Кордове Гулд опубликовал 3 звёздных каталога. Он
много сделал также для организации метеорологич. наблюдений в А. В 1872
было основано Нац. метеорологич. управление, впоследствии реорганизованное
в Управление метеорологии, геофизики и гидрологии.
Быстрое развитие экономики
А. во 2-й пол. 19 и в нач. 20 вв. потребовало создания научно-технич. базы
и расширения объёма науч. исследований. В этот период создаётся ряд новых
науч. учреждений: Науч. общество А. (осн. в 1872), АН в Кордове (осн. в
1868), до наст. времени остающиеся ведущими науч. учреждениями страны,
Географич. ин-т (осн. в 1879), просуществовавший около полувека и выпустивший
первый монументальный географич. атлас страны, обсерватория в Ла-Плате
(осн. в 1882) и др. По инициативе Науч. об-ва А. начали регулярно проводиться
(с 1898) науч. конгрессы, объединившие учёных Лат. Америки. Были основаны
новые ун-ты.
В кон. 19 и нач. 20 вв. в
общей структуре естествознания в А. выделяются уровнем своего развития
геолого-географич. и биологич. науки, наиболее необходимые для исследования
и использования природных ресурсов страны. Для развития естествознания
в стране в этот период много сделали первый президент Нац. АН зоолог и
палеонтолог К. Бур-мейстер, палеонтолог Ф. Морено, ботаник П. Лоренц, положивший
начало сис-тематич. изучению флоры А., выходец из России зоолог К. Берг,
палеонтолог и геолог Ф. Амегино, аргентинец, получивший междунар. известность
своими трудами по филогенезу животных. С кон. 19 в. начинают развиваться
также прикладные и технич. науки. В 1895 организуется Нац. технич. центр,
выходят первые технич. журналы.
Благоприятная экономич. конъюнктура
в период между 1-й и 2-й мировыми войнами, в годы 2-й мировой войны и в
первые послевоен. годы способствовала развитию точных и прикладных наук,
сравнительно слабо представленных в А. В этот период оформляется совр.
организац. структура аргент. науки. Значительно возрастает роль гос-ва
в финансировании, координации и развитии науч. исследований. В февр. 1958
создаётся Нац. совет науч. и технич. исследований, непосредственно подчинённый
президенту республики. Совет координирует исследования в области точных
и естеств. наук, финансирует отд. исследования и, кроме того, имеет свои
собств. науч. ин-ты (лимнологии, радиоастрономии, исследования космич.
лучей и океанографии). Аналогичные функции в отд. областях науки выполняют
Нац. академия точных, физич. и естеств. наук в Буэнос-Айресе, Нац. ин-т
геологии и горного дела (осн. в 1963), Нац. академия агрономии и ветеринарии.
Нац. ин-т пром. технологии (осн. в 1957), Нац. академия мед. наук. В крупные
науч. орг-ции выросли Нац. комиссия по атомной энергии (осн. в 1950), имеющая
в своём распоряжении ряд лабораторий и 4 атомных реактора, и Нац. комиссия
исследования космич. пространства (осн. в I960). Важное значение для исследований
в области с. х-ва имеет деятельность Нац. ин-та с.-х. технологии (осн.
в 1956), представляющего собой по существу науч. центр, объединяющий работу
10 ин-тов и 10 региональных центров с.-х. технологии, к-рым, в свою очередь,
подчинены 40 опытных с.-х. станций. Деятельность ин-та финансируется за
счёт налога на экспорт с.-х. продуктов.
Для развития математики в
А. в 20 в. много сделали X. Пастор, в 1921 переселившийся из Испании, и
итал. математик Б. Леви, возглавивший в 1938 Математич. ин-т в Росарио.
В 1958 в Буэнос-Айресе был создан Региональный математический центр ЮНЕСКО
для Лат. Америки, призванный координировать математич. исследования, ведущиеся
в А. и др. Лат.-амер. республиках. В 1961 при ун-те в Буэнос-Айресе был
организован Вычислит. центр.
Из аргент. учёных др. областей
знания выделяются физик X. Вюршмидт, химик
О. Дамянович, астроном Ф.
Агилар, астрофизики X. Хартман и Э. Гавиола, геолог X. Френгелли. Значит.
успехи в области биологич. наук, особенно физиологии, достигнуты гл. обр.
благодаря Б. А. Уссаи, лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине
1947, основателю Ин-та физиологии в Буэнос-Айресе, Ин-та эксперимент. биологии
и медицины и Аргент. биологич. об-ва, автору исследований по функции гипофиза
и надпочечников, механизму гипертонии и др. Среди др. исследователей, работающих
в области биологич. наук, известны аргент. учёные физиолог Э. Менендес,
паразитолог С. Мацца, гистолог П. дель Рио Ортега, эмбриолог М. Фернандес,
нейробиолог К. Хакоб. Среди ботаников выделяются К. Спегаццини, К. Хикен,
М. Лильо, автор крупного труда по дендрологии, среди зоологов - энтомолог
А. Гальярдо, занимавшийся проблемами клеточного деления.
Аргент. учёные достигли заметных
успехов также и в новых для А. областях науки и техники: в стране ведутся
исследования мезостратосферы (совм. с США и Бразилией), по строительству
ракетных двигателей на твёрдом топливе, по проблемам использования атомной
энергии (в А. имеется 4 атомных реактора), по защите от атомной радиации,
по проблемам пересадки органов (проведены операции пересадки сердца и печени).
А. участвует в исследовании Антарктики и Юж. полюса. Г. Я. Розен.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я