Экономическая наука.

Экономическая наука. Формирование
экономич. мысли А. относится к 1-й четв. 19 в., когда была завоёвана независимость
страны. Однако позднее в связи с ростом в А. влияния иностр. монополий
экономич. наука не получила достаточного развития. Усилившееся движение
против засилья иностр. капитала в нач. 20 в. способствовало интенсивному
росту экономич. науки. Осн. внимание аргент. экономистов направлено на
решение проблем экономич. независимости страны,< усиление темпов
экономич. развития. Наибольшим влиянием пользуется анти-империалистич.
направление (Р. Пребиш, Р. Фрихерио и др.), поддерживающее "теорию экономического
роста". Осн. её положения: проведение индустриализации, усиление гос. вмешательства
в экономику, ограничение привлечения иностр. капитала, стимулирование нац.
капитала и т. д. При этом социальные реформы предполагается проводить при
сохранении основ частной собственности.


Большое место в экономич.
исследованиях занимают агр. проблемы, решение к-рых часть экономистов (В.
Пеллегрини, А. Фрондиси и др.) видит в оснащении с.-х. произ-ва техникой
при сохранении помещичьего замлепользования, допуская лишь частичный выкуп
земли у помещиков. Прогрессивные экономисты (П. Альберди, X. Фучс и др.)
считают, что решение проблемы состоит в устранении помещичьих латифундий.
Попытки выработать наиболее эффективный путь развития экономики страны
привели к детальному изучению её экономич. истории (А. Бунхе, Р. Ортис,
А. Феррари и др.). В связи с тем, что большую роль в экономике страны играет
иностр. капитал, много внимания уделяется исследованиям проблем внеш. торговли,
финансов,< кредита и т. д.


На развитие экономич. науки
А. огромное влияние оказали марксистские идеи, публикации произведений
В. И. Ленина в 1-й пол. 20 в. Аргент. экономисты-марксисты (в частности,
П. Альберди, X. Фучс, М. Исакович, Р. Оливари, Б. Марианетти, М. Лебединский,Э.
Агости) в своих произведениях вскрывают причины экономич. отсталости А.
и намечают пути её преодоления.


В 1914 в А. была образована
Академия экономич. наук, к-рая издаёт науч. журн. "Anales" (с 1916) и др.
В 1960 был создан Центр экономич. исследований при ин-те Торкуато ди Телья,
объединяющий видных аргент. экономистов, сочетающий н.-и. работу с преподавательской
и пропагандистской деятельностью. В связи с усилившимися в Лат. Америке
интеграционными тенденциями (образованием новых типов капиталистич. межгос.
объединений) в А. в 1965 был создан Ин-т по проблемам интеграции Лат. Америки.
Имеются также Ин-т экономич. и социальных исследований им. А. Бунхе, Амер.
ин-т экономич., юридич. и социальных исследований, Ин-т экономич. и социального
развития. При крупных частных компаниях существуют экономич. центры для
изучения конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения и др. проблем.


Наиболее крупные экономич.
журналы: "Problemas de economia" (с 1962), "Revista de Ciencias Economicas"
(c 1948), "Revista de economia argentina" (c 1918). По объёму публикуемой
экономич. лит-ры А. занимает ведущее место среди лат.-амер. стран. И. Е.
Питовранова.
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


Первые науч. учреждения возникли
в А. в 19 в., когда был создан ряд академий, объединявших небольшие Труппы
учёных (обычно 20-30 чел.), работавших в отд. отраслях науки. В 1968 в
А. имелось 13 таких академий, в т. ч. 11 в Буэнос-Айресе - Нац. академия
точных, физич. и естественных наук (осн. в 1874), Нац. академия права и
социальных наук (осн. в 1874), Аргент. академия лит-ры (осн. в 1931), Академия
изящных иск-в (осн. в 1936), Нац. академия наук Буэнос-Айреса (осн. в 1937),
Нац. академия географич. наук (осн. в 1956), Академия агрономии и ветеринарии
и др. и 2 в Кордове - Нац. академия наук (осн. в 1868) и Нац. академия
права и социальных наук (осн. в 1941). Кроме академий, в крупнейших городах
страны имеется 30 н.-и. ин-тов и св. 130 науч. об-в.


В. 3. Клепиков.


Лит.:Ваbini J., La ciencia
en la Argentina, В. Aires, [1963]; его же, Historia de la ciencia argentina,
Мех.- В. Aires, 1949; World directory of national science policy-making
bodies, v. 3, Latin American, [P., 1963]; Ibanez J. C., Historia de la
cultura argentina, 2 ed., B. Aires, [1964]; История философии, т. 4, M.,
1959, гл. 6, § 3; т. 5, М., 1961, гл. 20, § 5; Современная философия и
социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964; Perelstein В.,
Роsitivismo у antipositivismo en la Argentina, В. Aires, 1952; Orgaz Raul
A., Obras completas, t. 2 - Sociologia argentina, Cordova, 1950; Ingenieros
J., La evolucion de las ideas argentinas, v. 1-2, B. Aires, 1951; Историография
нового времени стран Европы и Америки. М., 1967, гл. 16; Альберди П. Г.,
Кризис экономики Аргентины, пер. с исп., М., 1950; Gordon Wendell С., The
political economy of Latin America, N. Y. - L., 1965; Prebisch R., The
economic development of Latin America and its principal problems, N. Y.,
1950.
XII. Печать, радиовещание,
телевидение


В 1969 в А. издавалось более
300 ежедневных газет общим тиражом ок. 4 млн. экз. В Буэнос-Айресе выходило
св. 20 газет общим тиражом 2,2 млн. экз. Крупнейшие газеты и журналы: "Расон"
("La Razon"), c 1905, тираж 550 тыс. экз.; "Кларин" ("Clarin"), с 1945,
тираж 400 тыс. экз.; "Пренса" ("La Prensa"),< c 1869, тираж 250<-300
тыс. экз., выражает интересы крупной буржуазии и помещиков-латифундистов,
связанных с амер. капиталом; "Насьон" ("La Nacion"), с 1870, тираж 250
тыс. экз., выражает интересы зем. олигархии и крупной тор-гово-пром. буржуазии;
"Нуэстра палабра" ("Nuestra Palabra"), c 1950, орган


КПА; журн. "Нуэва эра" ("Nueva
era"), с 1949, ежемесячный, орган КПА; прогрессивные журналы: "Куадернос
де культура" ("Cuadernos de cultura"), c 1950, выходит один раз в два месяца,
и "Проблемас де экономиа" ("Problemas de economia"), c 1962, ежеквартальный.
В А. насчитывается более 70 гос. и частных радиостанций. Крупнейшие радиостанции
в Буэнос-Айресе: "Радио насьональ", "Радио Бельграно", "Радио эль мундо".
В< нач. 50-х гг. в стране начала развиваться телевизионная сеть.
В 1969 в А. было 10 телевизионных центров.
XIII. Литература


Фольклор индейских племён,
населявших А., до нашего времени не дошёл. В колон. период (нач. 16 - нач.
19 вв.) лит-pa А. развивалась под воздействием лит-ры метрополии - Испании;
однако нар. поэзия сохраняла своё своеобразие. В кон. 18 - нач. 19 вв.
в произв. М. де Лавардена, Д. де Аскуэнаги и др. под влиянием революц.
идей Европы и Сев. Америки проявлялись просветит. тенденции. В годы антиисп.
войны 1810-26 и нац.-освободит. движения господствовал революц.-патриотич.
классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо, стихи В. Лопеса-и-Планеса, Э.
де Луки, X. Круса Варелы.


Первым художеств. течением
в лит-ре А. после провозглашения её независимости (1816) стал романтизм,
выдвинувший лозунг нац. самоутверждения. Это течение развивалось в период
помещичье-клерикальной диктатуры Росаса (1829-52) и было представлено творчеством
его противников, создавших в 1838 тайную революц. организацию "Майская
ассоциация". Идеологом романтич. направления стал поэт и философ Э. Эчеверриа.
X. М. Гутьеррёс был не только поэтом, но и прозаиком, автором новелл "Человек-муравей"
и "Капитан патрициев" (обе 1838), первых образцов аргент. романтич. прозы.
К "Майской ассоциации" принадлежали также писатель и публицист X. Б. Альберди,
прозаик В. Ф. Лопес. С ассоциацией связано творчество Д. Ф. Сармьенто и
X.< Мармоля - автора первого нац. романа "Амалия" (1855). Собственно
аргент. лит. явлением стала "лит-pa и поэзия гаучо", в основе к-рой - фольклор
жителей пампы. Её создатели- Б. Идальго, а также И. Аскасуби, Э. дель Кампо,
X. Эрнандес, чья поэма "Мартин Фьерро" (ч. 1-2, 1872-79) стала нац. эпопеей
А. Во 2-й пол. 19 в. получила развитие "костумбристская" (нравоописательная,
бытоописательная ) лит-pa, знаменовавшая начало перехода к реализму; известные
"костумбристы" - Л. В. Лопес, Э. Вильде, М. Кане, поэт К. Гидо-и-Спано
и< др. Одно из первых произв. критич. реализма в лит-ре А.- роман
"Биржа" (1890) X. Мартеля, резко обличавший капиталистич. порядки. В том
же русле писали сатирик X. С. Альварес (псевд.- Фрай Мочо), романист и
драматург Р. Пайро, драматург Ф. Санчес и др. С кон. 19 в. в прозе аргент.
лит-ры стали распространяться натуралистич. и декадентские тенденции, своеобразно
сочетаясь с поисками нац. духовной самобытности. Пример тому - поэзия Л.
Лугонеса.


Новый этап в лит-ре А. наступил
после 1-й мировой войны 1914-18 и Окт. революции в России. В 20-х гг. существовали
два крупных объединения писателей- "группа Флориды" (Лугонес, поэт X. Л.
Борхес, прозаик У. Васт), отстаивавшая лозунг "искусство для искусства",и
"группа Боэдо", провозгласившая лозунг "искусство для жизни" (Р. Арльт,
А. Юнке и др.). Специфика нац. жизни нашла воплощение в социальных романах
Б. Линча ("Стервятники Флориды",< 1916, и др.), Р. Гуиральдеса ("Дон
Сегундо Сомбра", 1926). В поэзии 20-х гг. господствовали различные течения
авангардизма, выражавшего анархич. протест против мещанской обыденности.
Позднее некоторые авангардисты - Р. Гонсалес Туньон, К. К. Итурбуру идр.-
обращаются к социальной поэзии.


К сер. 20 в. борьба между
прогрессивным, реалистич. иск-вом и различными направлениями декадентской
лит-ры резко обострилась. С концепциями совр. модернистского иск-ва связаны
романы Э. Сабато ("Туннель", 1948, и "О героях и могилах", 1965), Э<.
Мухики
Лайнеса ("Бомарсо", 1965), X. Бьянко ("Крысы",< 1943); в них господствуют
пессимизм,< разочарование в силах разума. Эти же черты присущи ипоследним
романам Э. Мальеа ("Обладание", 1958, "Ледовый корабль", 1969), начавшего
с социальных романов ("История одной страсти", 1937) и рассказов. Реалистич.
прогрессивное крыло лит-ры А. представляют романисты Э. Л. Кастро ("Островитяне",<
1944, "Вспаханное поле", 1953), Б. Вербицкий ("Вилья-Мисерия тоже Америка",
1957), Л. Гудиньо Крамер ("Чтобы лучше тебя пожрать", 1968), К. Руис Доде
("Сандовали", 1965), А. Варела ("Темная река", 1943, "Куба революционная",
1960), X. Кортасар ("Игра в классы"), поэты Л. Герреро (сб. "Мои пристрастия",
1965), X. Педрони (сб. "Песнь Кубе", 1960), драматурги О. Драгун и А. Кусани,
критик-марксист Э. Агости (кн. "Нация и культура", 1959) и др.


Изд. в рус. пер.: Аргентинские
рассказы, М., 1962; Поэзия гаучо, М., 1964.


Лит.: Художественная литература
Латинской Америки в русской печати. 1765-1959, [сост. Л. А. Шур], М., 1960;
Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати,
1960-1964. М., 1966; Rоjas R., Historia de la literatura argentina. v.
1-8, В. Aires, [1948-49]; Historia de la literatura argentina, dir. por
R. A. Arrieta. v. 1-5, B. Aires, 1958-59; "Estafeta literaria", 1967, №
379-380 (специальный номер, посвящённый аргентинской литературе); Castagnino
R. H., Literatura dramatica argentina, 1717 - 1967, B. Aires, [1968]. 3.
И. Плавскин.
XIV. Архитектура и изобразительное
искусство


Искусство коренного индейского
населения А. до её колонизации (16 в.) представлено тканями с геометрич.
узором, украшениями из перьев, расписной и фигурной керамикой, культовой
скульптурой из камня, дерева и глины. В колон. период строились города
(Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе) с прямоугольной сеткой улиц и площадью
(с собором, ратушей и дворцами) в центре или на берегу океана. Одноэтажные
дома (из адобы или глинобитные) имели дворик-патио, портал с фронтоном
и окна с решётками, а строгие по формам базиликальные церкви - деревянные
наборные потолки, купол над средокрестием и портик, арку или навес на зап.
фасаде. Крупные церкви в стиле барокко (а во 2-й пол. 18 в. - в стиле классицизма)
построены приезжавшими из Европы архитекторами Ф. Лемером, X. Краусом,
А. Бланки, X. Б. Примоли. Классицизм и традиции колон. времени удерживались
в архитектуре А. до 70-х гг. 19 в. Резьба на деревян. ретабло, кафедрах,
дверях часто выполнялась индейцами гуарани. После провозглашения независимости
(1816) развивается изобразит. иск-во: романтич. жанровые картины Р. Монвуа-зена,
панорамные пейзажи П. Пуэйре-дона с бытовыми сценами, скульптура Л. Корреа
Моралеса на нац. темы, реа-листич. живопись Э. Сивори. С кон. 19 в. в Буэнос-Айресе
строятся пром. и портовые сооружения, многоэтажные дома с мансардами, особняки
в стиле "модерн". С кон. 1920-х гг. в А. развивается совр. архитектура:
воздвигаются железобетонные общественные, пром. и жилые здания (арх. А.
Вирасоро, А. Вильяме, X. Дельпини), многоквартирные дома с солнцезащитными
устройствами, ведётся частичная перепланировка городов; среди крупных архит.
работ - ул. Авенида 9 июля с подземным гаражом, Муниципальный театр, банк
в Буэнос-Айресе, гор. центр в Санта-Фе, отели в Мардель-Плата. Но гл. проблемы
градостроительства и жилищного стр-ва остаются неразрешёнными. Стихийно
выросшие трущобные р-ны с лачугами и бараками ("конвентильо") занимают
до половины гор. территорий.


В нач. 20 в. искусство А.
испытывает сильное воздействие импрессионизма (пейзажист Ф. Фадер, скульптор
Р.Ируртия). В 1920-30-х гг. появляются модернистич. течения (примитивизм
- Р. Сольди, кубизм - Э. Петторути, сюрреализм - Р. Форнер); возникает
и нац. школа "нового реализма", к-рая обращается к острым социальным проблемам,
к нар. жизни (тяготеющая к крупным обобщённым формам монументальная и станковая
живопись X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго, А. Берни, Б. Кин-куэлы Мартина;
экспрессивная, ярко эмоциональная графика А. Р. Виго, А. Гидо, А. Бриес).
Для реалистич. скульптуры А. (А. Бигатти, X. Фиораванти, Э. Сото Авенданьо)
характерно стремление к монументальным нац. образам. В 1960-х гг. в А.
получили развитие новейшие авангардистские течения - "поп-арт", абстрактные
формы "кинетич. иск-ва" и др. (X. Ле Парк, А. Берни). Лит.: Выставка современной
графики Аргентины. Каталог, Л., 1958; Полевой В. М., Искусство стран Латинской
Америки, М., 1967 (библ.); Рaganо J. Lеоn, Historia del arte argentine,
В. Aires, 1944; Kronfuss J., Arquitectura colonial en la Argentina, Cordoba,
[s. a.]; Schiaffino E., La pintura у escultura en la Argentina, B. Aires,
1933; La pintura у la escultura argentinas de este siglo, B. Aires, 1953;
San Martin M. L., Pintura argentina contem-poranea, B. Aires, 1961; Вu11riсh
F., Arquitectura argentina contemporanea, B. Aires, [1963]. Илл. см. на
вклейке, табл. XVI.


XV. Музыка


Музыка занимала большое место
в жизни и быту индейских племён, населявших территорию совр. А. Особенно
развитой и своеобразной муз. культурой обладали народы Анд-кечуа и др.;
их лирич. песни яравй, танц. мелодии уайно, муз. инструменты (флейта кена,
различные ударно-шумовые) сохранились до наших дней.


Нар. музыка А. восходит своими
истоками к исп. народной и отчасти проф. музыке. В дальнейшем значительную
роль в развитии креольской музыки А. сыграло искусство и других европ.
стран (аргент. танцы сьелито и перикон ведут начало от англ. контрданса,
танец куандо - от франц. менуэта, чамаме - от чеш. польки, ранчера - от
польской мазурки и т. п.). Огромное значение имело проникновение в А. европ.
муз. инструментов, в первую очередь 6-струнной гитары и её разновидностей,
а также более древних - лауда и виуэлы, арфы и< скрипки. Характерные
стилистич. черты нар. музыки А<. обнаруживают преемственную связь
с исп. музыкой, но обладают нек-рыми специфич. местными особенностями,
прежде всего в сфере ритмики и в ладовом строе.


Нац. муз. школа А. начала
складываться с кон. 19 в. Одним из её основоположников был А. Вильяме <-
основатель
консерватории в Буэнос-Айресе, композитор преим. европейской ориентации,
автор оркестровых и камерных сочинений. Крупным аргент. композитором был
А<. Берутти, создавший оперу "Пампа" (пост. 1897) <- произв.,
отразившее своеобразие аргентинской народной музыки. Были поставлены оперы
Э. Пани-сы, К. Гайто, А. Рогатиса, Ф. Боэро, А<. Счиумы, X. Хиларди,
X.

Представители креольского
направления <- композиторы Ф. Угарте, О. Сиккарди, Я<. Фишер.
К ним примыкают К. Гуаставино и Р. Арисага. Один из ведущих совр. композиторов
А<.- А. Хи-настера, автор балетов, опер, оркестровой и< камерной
музыки. В творчестве X. X. Кастро и X. К. Паса сильно влияние зап.-европ.
модернизма. В области музыковедения и музыкальной фольклористики выдающееся
место занимают фундаментальные исследования К.< Веги.


В Буэнос-Айресе имеются оперный
театр "Колон" (осн. в 1908), 2 консерватории, симфонический оркестр. Консерватории
функционируют в Кордове и Ла-Плате.


Лит.: Vega С., La musica
popular argentina, v. 1 - 2, В. Aires, 1941; его же, Danzas у canciones
argentinas, В. Aires, 1936; Sсhiuma O., Musicos argentinos contemporaneos,
B. Aires, 1948; Gesualdo V., Historia de la musica en la Argentina, t.
1 - 3, B. Aires, 1961.
XVI. Балет


Ритуальные обряды индейских
племён были насыщены танцами. Дальнейшее развитие нар. танца в А. испытало
влияние исп. танц. культуры. Мн. исп. танцы видоизменялись (напр., танго),
одновременно возникали танцы гаучо (скотоводов) - эскондидо, перикон и
др. В 18 и 19 вв. танцы использовались в драматич. и муз. театр. представлениях
- сайнете, пантомимах, операх. В 1820 аргент. актёр X. Касакуоерта с танцовщиком
А. Кампомаке создали балетную труппу, к-рая выступала с нац. танцами. Первое
её представление - "Танец девушек" (1832). С 1920-х гг. в театре "Колон"
(Буэнос-Айрес) ставились нац. балеты: "Цветок Ирупе" К. Гайто (1929), "Комета"
Э. Ортиса (1932), "Набег индейцев" Х. Иглесиаса Виллоуда (1943),"Поместье"
А. Хинастеры (1952) и другие. Постановщиками этих балетов были иностр.
балетмейстеры - выходцы из России - Г.< Кякшт, А. Больм, Б. Романов,
М. Фокин и др. Среди др. постановок в театре "Колон": балеты "Жизель" А.
Адана, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского. По-прежнему
ставят балеты иностр. балетм. Дж. Баланчин, Л. Мя-син, С. Лифарь, А. Миллош
и др. Труппу возглавляет танцовщица М. Руанова. Балетные спектакли ставят
также "Ассоциация друзей танца" (с 1962) и труппа театра "Сан-Мартин" (с
1968). В Буэнос-Айресе и др. городах периодически организуются балетные
коллективы и группы, использующие "танец модерн".


В. Я. Суриц.
XVII. Драматический театр


Элементы театр. действия
содержались в танцах и ритуальных обрядах индейских племён. В 17 в. иезуиты,
распространяя католицизм, устраивали театрализованные религ. представления
и шествия, в к-рых использовали элементы нар. иск-ва. Драматич. произведения
в А. разыгрывались в 1-й пол. 18 в. на центр. площади в Буэнос-Айресе на
крытых подмостках. В 1783 в Буэнос-Айресе был открыт постоянный театр "Дом
Комедии", или "Ранчерия". В кон. 18 в. появились первые произведения нац.
драматургии. В это время началось формирование нац. жанров муз. комедии
- сайнете, тона-дильи. В 1804 в столице построен театр "Малый (Временный)
Колисео", к-рый с 1838 называется "Архентино". В период борьбы аргент.
народа против исп. господства театры ставили пьесы аргент. драматургов
Л. А. Моранте, К. Энрикеса и др. Осн. тема этих пьес - борьба индейцев
за свою независимость. Особенно популярна нац. драма "25 Мая". Среди известных
актёров 1-й пол. 19 в.- В. Ортега, X. Касакуверта, Т. Гевара, Ф. Касерес.
В период диктатуры Росаса (1829-52) становление нац. аргент. театра было
прервано. Передовые драматурги X. Мармоль, П. Эчагуэ, находясь в изгнании,
писали пьесы, отражавшие борьбу против Росаса, героич. прошлое народа.
После падения Росаса нац.-освободит. тема возрождается в произведениях
драматургов-романтиков X. Фернандеса Мадрида, X. Б. Альберди и др. В 80-е
гг. 19 в. возник жанр романтич. мелодрамы, получивший назв. "театр гаучо",
гл. герой к-рого крестьянин-скотовод - жертва социальной несправедливости.
Во 2-й пол. 19 в. было открыто много театров, но в них выступали преим.
европ. гастролёры. С нач. 20 в. важное значение для развития нац. драматургии
и театра имело творчество драматурга Ф. Санчеса, автора пьес "Чужеземка",
"Мой сын - доктор", реалистических по своему характеру.


В 20-е гг. 20 в. аргент.
театр переживал кризис, большинство театров ставили развлекательные, низкие
по художеств. уровню пьесы. В это время возникали коллективы, боровшиеся
против коммерческого театра за обновление театр. иск-ва. Они положили начало
т. н. независимым театрам, способствовавшим развитию нац. театрального
иск-ва, деятели к-poгo (режиссёры и драматурги


Л. Барлетта, Р. Пасано и
др.) боролись за воспитание нац. кадров актёров, режиссёров и драматургов,
за изучение опыта европ. театра. Видные драматурги 20 в.: А. Кусани, К.
Горостиса, А. Беррути, О. Драгун, А. Лисаррага и др.


Центр театр. жизни А.- Буэнос-Айрес,
где работают "независимые театры"- "Эль Пуэбло", "Ла Маскара", "Фрай Мочо"
и коммерческие театры - Нац. театр комедии, "Архентино", "Одеон" и др.
В 1943 создан кукольный театр. Среди известных режиссёров и актёров А.:
А. Боэро, П. Аскини, М. Села, О. Ферриньо, Б. Синхерман, Т. Ме-рельо, Л.
Сандрини, Ф. Петроне.


В Буэнос-Айресе находится
Нац. ин-т изучения театра. В ряде университетов работают курсы сценич.
иск-ва.


Лит.: Есhaguё J. P., El teatro
argentine, В. Aires, 1928; Morales E., Historia del teatro argentine, B.
Aires, 1944; Оrdaz L., El teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1946.
XVIII. Кино


Первые киносъёмки в А. начались
в 1897. В 1908 итал. реж. М. Гальо поставил первый художеств. фильм "Расстрел
Доррего" с участием театр. актёров. Фильм "Танго смерти" реж. X.< А.
Феррейры (1917) положил начало выпуску многочисл. кинокартин, сюжет к-рых
связан <с популярным в< стране танцем танго. Ставились экранизации
лит. произведений. С появлением звукового кино аргент. кинематография заняла
ведущее место среди стран Лат. Америки. В 1930-х гг. видные аргецт. поэты
и писатели стали работать в кино в качестве сценаристов. Отд. режиссёры
ставили фильмы, сюжеты к-рых были связаны с жизнью А.,<- "Северный
ветер" (1937), "111-й километр" (1938), "Пленники земли" (1939), "После
тишины" (1956) (реж. всех фильмов М. Соффичи); "Война гаучо" (1942), "Островитяне"
(1951), "Сафра" (1959) (реж. Л. Демаре); "Текут мутные воды" (1952), "Белые
земли" (1959) (реж. У. Дель Карриль); "Каменные горизонты" (1956, реж.
Р. Виньоли Баррето). Известность получили актёры Э. Муиньо, Н. Маршалл,
Ф. Петроне, Т. Мерельо, А. Бенсе, Л. Торрес и др.


К кон. 50 <- нач. 60-х
гг. в кинематографию А.< пришло новое поколение режиссёров, для к-рых
характерно стремление отразить совр. жизнь А<. В фильмах "Молодые
старики" (1961), "Птичка Гомес" (1965) (реж. Р. Кун), "Человек из розового
угла" (1961, реж. Р. Мухика), "Отвечать за свои поступки" (1962, реж. X.
Мартинес Суарес), "Падение" (1959), "Конец праздника" (I960), "Рука в ловушке"
(1961) (реж. всех фильмов Л. Торре Нильсон), "Место под солнцем" (1964,
реж. Д. Миннити) показана совр. молодёжь, рассказывается о людях "дна"
столицы, содержатся элементы социальной критики. Выпускаются документальные
фильмы, многие из к-рых отличаются прогрессивной направленностью.


Крупнейшие производственные
кинофирмы А.: "Архентина соно филмс", "Контракуадро". В Буэнос-Айресе работают
Академия киноискусства и кино-науки (с 1941), Нац. ин-т кинематографии
(с 1959). С 1954 проводятся междунар. кинофестивали в Мар-дель-Плата, с
1958 - нац. кинофестивали в Рио-Ондо. Несколько аргент. фильмов награждено
премиями на междунар. кинофестивалях.


Среди популярных аргент.
киноактёров 1960-х гг.: Л. Сандрини,< А. Алькон, Ф. Луппи, К. Эстрада,
Л. Лебланк, Г. Борхес, В. Лаго, Э. Вайнер, И. Сарли.


Вопросы кино освещаются в
журналах "Антена" ("Antena"), "Сипеландия" ("Cinelandia"), "Эральдо дсль
сине" ("Heraldo del cine").


Лит.: Di Nubi1a D., Historia
del cine argentine, v. 1-2, B. Aires, 1960.


В. Н. Кислое.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я