АРЕОПАГИТИКИ
сочинения
религ.-филос. характера,< включающие трактаты "О божественных именах","О
небесной иерархии",< "О церковной иерархии",< "Таинственное
богословие" и десять писем. А. появились не раньше 2-й пол. 5 в. и были
подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда
назв.). О неподлинности А., доказывавшейся ещё Лоренцо Балла и Эразмом
Роттердамским, свидетельствуют особенности языка, ссылки на более поздние
факты церк. истории, зависимость А. от более позднего неоплатонизма, в
частности Прокла. Сов. учёный Ш. Нуцубидзе (1942), позднее белы. учёный
Э. Хонигман (1952) выдвинули гипотезу о том, что автором А. является груз.
мыслитель Петр Ивер. Против этой гипотезы выступил сов. учёный С. Данелиа.
Идеи А. о непознаваемости
и неизреченности божеств. существа, об излиянии его в материю в виде световых
эманации, убывающих по мере удаления от божества и угасающих во мраке и
небытии материи, о восхождении к божеству путём сверхразумного экстаза,
о триедином строении мира и церкви оказали большое влияние на релит.-филос.
мысль Византии и Запада. Наличие в А. диа-лектич. идей (тезис о "бытии
бога в его небытии", учение о разных ступенях бытия, отличающихся по степени
совершенства, и т. д.), а также пантеистич. тенденций определило влияние
А. на мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Бруно, фичино, написавший
комментарий к собств. пер. "О божественных именах", Пико делла Мирандола).
Неоплатонич. идеи А. послужили источником нек-рых ср.-век. ересей. С 14
в. А. получили распространение в России.
Лит.: Скворцов К,, Исследование
вопроса об авторе сочинений, известных с именем Св. Дионисия Ареопагита,
Киев, 1871; Хонигман Э., Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита,
пер. с франц., Тб., 1955; Данелиа С. И., К вопросу о личности Псевдо-Дионисия
Ареопагита, в сб.: Византийский временник, т. 8, М.-Л., 1956; Нуцубидзе
Ш., Петр Ивер и проблемы ареопагитики, Тб., 1957. А. Ф. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я