АРИАНСТВО
течение
в христианстве в 4-6 вв. Возникло в Поздней Рим. империи, получило назв.
по имени его зачинателя - александрийского священника Ария (греч. Areios,
ум. в 336). Ариане не принимали осн. догмат офиц. христ. церкви, согласно
к-рому бог-сын единосущен богу-отцу (ярыми защитниками этого догмата выступали
архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий). По учению
Ария, сын божий Логос (Христос) - творение бога, следовательно, не единосущен
ему, т. е. в сравнении с богом-отцом является существом низшего порядка.
По-видимому, А. было связано с городом, с полисной интеллигенцией и ремесленниками.
Попытка А. рационалистически истолковать природу божества противоречила
тенденции офиц. христ. церкви, стремившейся к усилению мистич. элементов
христ. догмы. В условиях превращения христ. церкви в господствующую А.,
нарушавшее единообразие церк. учения, становилось опасным для империи:
религ.-филос.
споры грозили перерасти в
политические. В 325 на Никейском соборе А. было осуждено как ересь. Однако
вскоре имп. Константин (ум. в 337) поддержал ариан; А. было признано официально.
С распространением его с сер. 4 в. среди герм. племён (в первую очередь
среди готов) в конфликтах с арианами стала выражаться рознь между коренным
населением империи и готами, из к-рых комплектовались дружины, состоявшие
на службе императора. А. вновь было осуждено на Константинопольском соборе
381; сохранялось после этого лишь в варварских гос-вах Зап. Европы и Сев.
Африки. А. П. Каждан.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я