АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles)
(384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Род. в Стагире. В
367 отправился в Афины и, став учеником Платона,< в течение 20 лет,
вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской. В
343 был приглашён Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра.
В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую
школу). Умер в Халкиде на Эвбее,< куда бежал от преследования по
обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.


Дошедшие до нас соч. А. делятся
по содержанию на 7 групп. Логические трактаты,< объединённые в своде
"Органон": "Категории" (рус. пер., 1859, 1939), "Об истолковании" (рус.
пер.,< 1891), "Аналитики первая и вторая" (рус. пер.,< 1952),
"Топика". Физические трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении",
"О небе", "О ме-теорологич. вопросах". Биологические трактаты: "История
животных", "О частях животных" (рус. пер.,< 1937), "О возникновении
животных" (рус. пер., 1940), "О движении животных", а также трактат "О
душе" (рус. пер., 1937). Соч. о "первой философии", рассматривающее сущее
как таковое и получившее впоследствии название "Метафизики" (рус. пер.,
1934). Этические соч.- т. н. "Никомахова этика" (посвящённая Никомаху,
сыну А.; рус. пер., 1900, 1908) и "Эвдемова этика" (посвящённая Эвдему,
ученику А.). Социально-политические и исторические соч.: "Политика" (рус.
пер., 1865, 1911), "Афинская полития" (рус. пер., 1891, 1937). Работы об
искусстве, поэзии и риторике: "Риторика" (рус. пер., 1894) и дошедшая неполностью
"Поэтика" (рус. пер.,< 1927, 1957).


А. охватил почти все доступные
для его времени отрасли знания. В своей "первой философии" ("метафизике")
А. подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении
в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо"
и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в
любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определ.
условиях в единичном,< через к-рое оно познаётся. Общее составляет
предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует,А.
принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу к-рой всякая вещь такова,
какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) -
то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина,
начало движения; целевая причина -то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал её нек-рой сущностью,он
видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же
активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме
- приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал
неподвижное,< но движущее начало - бога. Бог А.- "перводвигатель"
мира, высшая цель всех развивающихся по собств. законам форм и образований.
Учение А. о "форме" есть учение объективного идеализма. Однако идеализм
этот, как заметил Ленин, во многих отношениях "... объективнее и отдаленнее,
общее, чем идеализм Платона,< а потому в натурфилософии чаще = материализму"
(Полн. собр. соч., 5 изд.,< т. 29, с. 255). Движение, по А., есть
переход чего-либо из возможности в действительность. А. различал 4 рода
движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение;
перемещение-пространств. движение; возникновение и уничтожение, сводимые
к первым двум видам.


По А., всякая реально существующая
единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма;" - присущий
самому веществу "вид", принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира
может рассматриваться и как "материя" и как "форма". Медь есть "материя"
по отношению к шару ("форме"),< к-рый из меди отливается. Но та же
медь есть "форма" по отношению к физ. элементам, соединением к-рых, по
А., является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о.,< последовательностью
переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи".


В учении о познании и о его
видах А. различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область
первого - "мнение", получаемое из опыта, второго - достоверное знание.
Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему
содержанию,< опыт не является, по А., последней инстанцией достоверности
знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель
науки А. видел в полном определении предмета,< достигаемом только
путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отд. свойстве
должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том,< что это свойство
- существенное, должно быть доказано умозаключением особой логич. формы
- категорич. силлогизмом. Исследование категорич. силлогизма,< осуществлённое
А. в "Аналитике", стало наряду с учением о доказательстве центр. частью
его логич. учения. Связь трёх терминов силлогизма А. понимал как отражение
связи
следствия, причины и носителя причины. Осн. принцип силлогизма выражает
связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания
не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого
понятия, к-рое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для
А. оказалось необходимым указать все высшие роды - категории, к которым
сводятся остальные роды сущего.


Космология А. при всех достижениях
(сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную
теорию) в нек-рых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита
и пифагореизма. Влияние геоцентрич. космологии А. сохранялось вплоть до
Коперника. А. руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но
приписал планетным сферам реальное физич. существование: Вселенная состоит
из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых
в движение крайней сферой неподвижных звёзд. "Подлунный" мир, т. е. область
между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных
движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов:
земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает
центр. место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха
и огня. "Надлунный" мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой
неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды
состоят из пятого - совершеннейшего элемента - эфира.


В области биологии одна из
заслуг А.- его учение о биологич. целесообразности, основанное на наблюдениях
над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности
в природе А. видел в таких фактах, как развитие органич. структур из семени,
различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная
приспособленность их органов и т. д. В биол. работах А., служивших долгое
время осн. источником сведений по зоологии, дана классификация и описание
многочисл. видов животных. Материей жизни является тело, формой - душа,
к-рую А. назвал "энтелехией". Соответственно трём родам живых существ (растения,
животные, человек) А. различал три души, или три части души: растительную,
животную (ощущающую) и разумную.


В этике А. выше всего ставится
созерцат. деятельность разума ("дианоэтические" добродетели), к-рая, по
его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее
энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельч. Греции 4
в. до н. э. отделение физ. труда, составлявшего долю раба, от умственного,
составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом А. является бог -
совершеннейший философ, или "мыслящее себя мышление". Этич. добродетель,
под к-рой А. понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял
как середину между двумя крайностями (метриопатия). Напр., щедрость - середина
между скупостью и расточительностью.


Искусство А. рассматривал
как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве
деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания,
имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий
в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил А.- в "Поэтике" и
"Риторике" - развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию иск-ва,
учение о художеств, деятельности и о жанрах эпоса и драмы.


А. различал три хорошие и
три дурные формы управления гос-вом. Хорошими он считал формы, при к-рых
исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит
всему обществу; это - монархия,< аристократия и "полития" (власть
среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив,
дурными, как бы выродившимися, видами этих форм А. считал тиранию, чистую
олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии,
А. был противником больших гос. образований. Теория гос-ва А. опиралась
на огромный изученный им и собранный в его школе фактич. материал о греч.
городах-государствах. Учение А., которого Маркс назвал вершиной древнегреч.
философии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 27),
оказало громадное влияние на последующее развитие филос. мысли. В. Ф. Асмус.


На основе своей этич. и психологич.
концепции А. развил теорию воспитания "свободнорождённых граждан" (см.
Греция Древняя). Трём видам души, по А., соответствуют три взаимосвязанные
стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания
состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой).
Природные задатки, навыки и разум - таковы, по А., движущие силы развития,
на к-рые опирается воспитание. А. сделал первую в истории педагогики попытку
дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления
гос. строя, он считал, что школы должны быть только государственными и
в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание,
приучающее их к государственному порядку.


Своё экономич. учение А.
основывал на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно
быть основой произ-ва. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную
подошёл к пониманию различий между натуральным х-вом и товарным производством.
А. установил 2 вида богатства: как совокупность потребит. стоимостей и
как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником
первого вида богатства А. считал производство - земледелие и ремесло и
называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производств.
деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры
ограничены этими потребностями. Второй вид богатства А. называл противоестественным,
т. к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредств.
потребления и размеры его ничем не ограничиваются. А. делил науку о богатстве
на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естеств.
явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он
относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей
людей. Под хрематистикой А. понимал изучение про-тивоестеств. явлений,
связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю.
К хрематистике А. относился отрицательно.


Противопоставление экономии
и хрема-тистики привело А. к анализу внутр. природы товара и обмена. А.
первым наметил разграничение между потребит. стоимостью и стоимостью товара.
Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в
создании стоимости товара, утверждал, что только деньги делают сравнимыми
различные товары. К. Маркс писал: "Гений Аристотеля обнаруживается именно
в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,< 2 изд., т. 23, с. 70).


Маркс отмечал также, что
А. прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинами
возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему
стоимость (см. там же, т. 13, с. 100, прим. 3). Но ист. необходимости денег
А. не понимал и считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в
результате соглашения. А. рассматривал деньги в функции средства обращения,
мерила стоимости, функции сокровища.


Соч.: Aristotelis opera.
Ed. Academia regia borussica, v. 1 - 5, В., 1831 - 70.


Лит.: Казанский А. П., Учение
Аристотеля о значении опыта при познании,


Одесса, 1891; Бузе с кул
В. П., "Афинская полития" Аристотеля как источник для истории государственного
строя Афин до конца 5 в. до н. э., Хар., 1895} Карпов В., Натурфилософия
Аристотеля и ее значение в настоящее время, М., 1911; Зелинский Ф. Ф.,
Педагогические воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916? Лосев А. Ф., Критика
платонизма у Аристотеля, М., 1929; Александров Г. Ф., Аристотель, М., 1940;
Кечекьян


С. Ф., Учение Аристотеля
о государстве и праве, М.- Л., 1947; Реуэль А. Л., Экономическое учение
рабовладельческого общества, М., 1959; Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика
с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ., М., 1959; Лхманов
А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., I960]; Асмус В. Ф., Искусство
и действительность в эстетике Аристотеля, в сб.: Из истории эстетической
мысли древности и средневековья, М., 1961; Зубов В. П., Аристотель, М.,
1963; Доватур А., Политика Политии Аристотеля, М.- Л., 1965; В о-nitz Н.,
Aristotelische Studien, [Tl] 1 - 5, W., 1862 - 67; Maier H., Die Svllogistik
des Aristoteles. TI 1 - 2, Tubingen, 1896 - 1900; Brentano F., Aristoteles
und seine Weltanschauung, Lpz., 1911; Rоss W. D., Aristotle, L., 1923,
5 ed., 1956; Robin L., Aris-tote. P., 1944; Allan D. D., The philosophy
of Aristotle, Oxf., 1952; Воnitz H., Index Aristote.icus, В., 1955; Тhei1er
W., Die Entstehung der Metaphysik des Aristoteles, "Museura helveticum",
1958, Jg 15, fasc. 2.


Библ.: Totok W., Handbuch
der Geschichte der Philosophic, Bd 1, Fr./M., 1964.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я