АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
одна из древнейших христ. церквей. Христианство начало распространяться
в Армении в первые века н. э. В 301 царь Тиридат III провозгласил христианство
гос. религией, отмежевавшись в религ. отношении от сасанидского Ирана,
стремившегося подчинить Армению. В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ
Еревана), ставший религ. центром всех армян и местопребыванием верх. патриарха
и католикоса всех армян. По имени первого католикоса Григория Партева А.
а. ц. иногда наз. григорианской.
В 4 в. А. а. ц. превратилась
в сильную экономич. и идеологич. орг-цию, владевшую крупными земельными
угодьями. На Двинском церк. соборе (506), отражая стремления господствующих
классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась
от визант. церкви и стала автокефальной.
А. а. ц., в отличие от православной
и католической церквей, признаёт у Христа божеское и человеческое начало
в единстве, в единой природе, в связи с чем А. а. ц. считается монофиситской.
В 4-11 вв. в Армении получили распространение различные "ереси": борборитов
и мессалиан (4-5 вв.), павликиан (6-9 вв.), тондракийцев (9-сер. И вв.),
и др., в к-рых под религ. оболочкой отражался протест нар. масс против
феод. и церковного гнёта. Офиц. церковь при поддержке гос. власти жестоко
подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние
в Армении католич. церковь, но безуспешно. После утраты Арменией своей
государственности (14 в.) А. а. ц. оставалась централизованной нац. орг-цией.
Со временем Эчмиадзин перестал быть центром А. а. ц. Им последовательно
становятся города Двин, Ани, Ромкла, Сис. С 1441 Эчмиадзин снова стал,
и до наст. времени остаётся, резиденцией главы А. а. ц. В 17-18 вв. усилилось
тяготение армян к России, от к-рой они стремились получить помощь в борьбе
против господства тур. и иран. завоевателей. Отражая эти настроения, арм.
католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии
рус.-арм. связей во 2-й пол. 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.
В условиях иноземного порабощения
Армении А. а. ц. являлась центром науки и культуры в Армении. В школах
при монастырях наряду с религ. предметами преподавалась риторика, грамматика,
философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи.
После присоединения Армении
к России (1828) царское пр-во подтвердило осн. привилегии А. а. ц. Развивающаяся
арм. буржуазия заставила церковь служить своим целям, бороться против революц.
движения масс. Как и др. церкви, А. а. ц. враждебно отнеслась к Окт. социалистич.
революции. С возникновением Дашнакской бурж. арм. республики (1918-20)
А. а. ц. поддерживала контрреволюц., националистич. пр-во дашнаков. После
установления Сов. власти в Армении (1920) церковь была отделена от гос-ва
и школа от церкви. Победа социализма в СССР предопределила резкое падение
влияния А. а. ц. на трудящиеся массы. В наст. время она занимает лояльную
позицию по отношению к Сов. власти и участвует в борьбе за мир. С 1955
во главе А. а. ц. стоит католикос Вазген I. В его резиденции - Эчмиадзине
- имеется спец. духовное (богословское) уч. заведение, издаётся ежемесячный
журнал "Эчмиадзин". Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в религ. отношении
Киликийский католикосат (Анти-лиас). Иерусалимское и Константинопольское
патриархатства и епархиальные управления: в США (Калифорнийское и Североамериканское),
в Юж. Америке, в Зап. Европе (центр - в Париже), на Бл. и Ср. Востоке
(Ирано-Азербайджанское, Тегеранское, Исфаханское, Иракское, Египетское),
на Д. Востоке (Индийско-Дальневосточное), на< Балканах (Румынское,
Болгарское и Греческое).
Лит.: Орманиан М., Армянская
церковь. Её история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература,
её настоящее, пер. с франц., М., 1913; Очерки истории СССР, III-IX вв.,
М., 1958, с. 167 - 228, 408 - 502. С. Н. Ованесян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я