Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории А.
Армянское нагорье - один из древнейших центров
мировой цивилизации. Следы человека на терр. А. относятся к др.-кам. веку
(палеолиту). Палеонтологич. находки третичного периода и ашельские обсидиановые
орудия были обнаружены вдоль ущелья р. Раздан на значит. протяжении к С.,
вплоть до с. Нурнус (7 км к С. от Арзни, около Еревана). Древнейшие на
совр. терр. СССР стоянки эпохи ниж. палеолита обнаружены на холмах, расположенных
на склонах г. Артин (Сатанидар, Арегуни, Юж. холм). В эпоху неолита на
Арм. нагорье на смену собирательству и охоте приходит примитивное земледелие,
гл. обр. около устьев горных рек и ручьёв. В эпоху энеолита и ранней бронзы,
наряду с земледелием, интенсивно развивается скотоводство (поселения Шенгавит,
Шрешблур, Элар,


Тагаворанист и др., датируемые
4- 3-м тыс. до н. э.). А.- один из древнейших очагов культуры металла.
Произведённые около Эчмиадзина раскопки поселения Техут свидетельствуют
о том, что ещё в 5-4-м тыс. до н. э. на терр. А. существовала довольно
развитая для того времени медная металлургия. Археологич. исследования
городища Мецамор (около Эчмиадзина), относящиеся к 3 - 1-му тыс. до н.
э., выявили древний центр горно-металлургич. произ-ва; на терр. поселения
размещалось более 200 плавилен.


На рубеже 3-2-го тыс. до
н. э. в хоз. жизни начало преобладать скотоводство. Происходит первое крупное
обществ. разделение труда между скотоводческими (на горных склонах) и земледельческими
родами (обитатели низин); возникает примитивный товарообмен.


2-я пол. 2-го тыс. до н.
э. характеризуется мощным расцветом культуры бронзы высокогорных р-нов,
где отчётливо заметна нарождающаяся классовая дифференциация. Появляются
плем. союзы, находящиеся на стадии зарождения гос-ва. В период расцвета
бронз. индустрии и начала освоения железа (на рубеже 2-го и 1-го тыс. до
н. э.) среди племён Арм. нагорья наблюдается интенсивный процесс разложения
первобытнообщинного строя. После падения Хеттского царства переднеазиат.
влияние на культуру Закавказья ослабевает, наступает период бурного самостоят.
развития культуры закавк. племён, основой хозяйства которых было полукочевое
скотоводство.


В борьбе с экспансией Ассирии
(с 13 в. до н. э.) племена Арм. нагорья объединялись в союзы (Уруатри,
Наири, Дайа-ни и др.). На основе этих союзов в 9 в. до н. э. сложилось
Урарту - первое гос. образование др.-вост. типа на терр. СССР. Объединение
было непрочным, границы неустойчивы. В конце 9-8 вв. до н. э. Урарту значительно
расширило свои владения. На терр. Сов. А. открыты и исследованы урартские
крепости, бывшие крупными воен. и адм.-хоз. центрами (Эребуни, Тейшебаини,
Аргиштихинили). Обнаруженная в 1950 на холме Аринберд, на терр. г. Еревана,
клинообразная надпись 782 до н. э. гласит: "Величием бога Халди Аргишти,
сын Менуа, эту величественную крепость построил; установил (для неё) имя
Эребуни; (построил её) для могущества страны Биаинили (и) для усмирения
вражеской страны...". Таким образом был определён возраст Еревана, 2750
лет к-рому отмечалось в 1968.


В центре гос-ва Урарту установились
рабовладельч. отношения, на, окраинах шёл процесс разложения первобытнообщинного
строя. Население Урарту занималось скотоводством и земледелием, основанным
на искусств. орошении. Осн. земледельческие орудия изготовлялись из железа,
широкое употребление к-рого в Урарту началось раньше, чем в др. р-нах Передней
Азии. Из ремёсел наибольшего развития достигла металлургия. В Урарту имелась
своя письменность, в основу к-рой была положена ассирийская клинопись.
Отсутствие единства, внутр. противоречия, а также натиск скифов и Мидии
привели в нач. 6 в. до н. э. к падению Урартского царства. Во 2-м тыс.
до н. э. в юго-зап. и вост. районах Арм. нагорья жили арм. племена, к-рые
в дальнейшем создали свои гос. объединения. Бывшая столица Урарту - Тущпа
(Ван) и г. Аргиштихинили (Армавир) стали крупнейшими центрами хоз. и культурной
жизни А.


В 7-6 вв. до н. э. в долинах
Арм. нагорья большое развитие получили пашенное земледелие, виноградарство
и виноделие.


У арм. племён выделилась
военно-рабовладельч. знать. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в основном завершился
процесс формирования арм. народности (см. Армяне). В период создания Мидийской
державы арм. племена, по свидетельству Геродота, рассеялись от верховьев
р. Галиса до области Матиены, сыграли важную роль в разгроме Ассирии и
обрели независимость. В др.-арм. источниках сохранились сведения о первых
самостоят. правителях Армении. Мовсес Хоренаци рассказывает об арм. князе
Паруйре, сыне Скайорди, оказавшем мидянам помощь в завоевании Ассирии и
столицы её Ниневии (612 до н. э.). В последней четв. 6 в. до н. э. после
кровопролитной упорной борьбы А. была подчинена Ахемени-дам. В трёхъязычной
Бехистунской надписи Дария I в эламском и перс. текстах упоминается страна
"Армения", а в ассирийском тексте-"Урарту". На Вавилонской карте мира (5
в. до н. э.) обозначена страна "Армения". По Геродоту, А. была включена
в 13-й и 18-й податные округа (сатрапии) державы Дария I. По свидетельству
Ксенофонта, управление 13-й сатрапией находилось в руках рода Ервандуни
(греч. Оронти-ды), власть к-рых передавалась по наследству (правители этой
области носили родовое имя Ерванда). Ервандиты поддерживали родств. связи
с династией Ахе-менидов. Сатрапы имели право распоряжаться воен. силой.
Постоянный контингент арм. войск состоял из 40 000 пехоты и 8000 конницы.


Армяне перерабатывали и развивали
культурное наследие Урарту и в то же время воспринимали влияние древнемитаннийской,
хеттской культур соседних областей.


После разгрома Ахеменидов
в битве при Гавгамелах (331 до н. э.) арм. сатрапы Ерванд III и Митраустес
основали два независимых царства. Вначале Ерванд признал власть Александра
Македонского, но в период борьбы диадохов, в 316 стал независимым от македонян.
В 220 до н. э. селевкидский правитель Антиох 111 завоевал царство Ервандитов
и присоединил его к землям Центр. и Юж. А. Таким образом к концу 3 в. до
н. э. все арм. земли (за исключением Армении Малой, оставшейся самостоят.
царством) были объединены под властью Селевкидов. Эта объединённая территория
стала наз. Арменией Великой; ею управлял местный правитель Арташес. После
поражения Антиоха III в битве с римлянами при Магнесии (190 до н. э.) Великая
А. и Софена (Цопк) в 189 до н. э. стали независимыми царствами. Арташес
I (правил 189-ок.160 до н.э.) объявил себя царём Великой А. и основал династию
Арташесидов (189 до н. э.-1 год до н. э.).


Арташес I активно вмешивался
в дела соседних гос-в и всячески содействовал развалу царства Селевкидов.
Ему удалось объединить осн. арм. земли и расширить своё царство. Он основал
новую столицу в излучине р. Аракса, назвав её Арташа-том (греч. Артаксата).
Наибольшего могущества Великая А. достигла при его внуке Тигране II (правил
95-56до н.э.),окончательно объединившем осн. арм. земли в единое гос-во,
включая Цопк (кроме Малой А., ранее присоединённой к Пон-тийскому царству).
В это время Великая А. значительно расширилась за счёт присоединения других
земель (селевкид-ская Сирия, Коммагена, равнинная Киликия, Месопотамия
и др.). Царство Селевкидов полностью перешло к Тиграну. Столица Сирии Антиохия
стала одной из столиц арм. царя. В связи с расширением пределов царства
столица Арташат, оказавшаяся в сев.-вост. части владений Тиграна, уже не
могла служить гл. политич. центром. Свою новую столицу - Тигранакерт Тигран
построил в центре царства, на берегу притока р. Тигр, на скрещении торговых
путей.


Экономика рабовладельч. А.
строилась на эксплуатации рабов, крестьян-общинников (шинакан), а также
арендаторов-издольщиков. В больших городах (Армавир, Ервандашат, Аршамашат,
Арташат, Тигранакерт, Вагаршапат и др.) значит. развитие получили металлургия,
гончарное произ-во, художеств. обработка камня и дерева, произ-во домашней
утвари, кож., ткацкое и ювелирное ремёсла, строит. дело. Города вели крупную
торговлю с др. странами. Вокруг городов находились рабовладельч. поместья
- агараки и дастакерты. В Великой А. высокого развития достигла культура,
испытавшая влияние культуры античной Греции,< а также эллинистич.
Сирии и М. Азии. Развивались архитектура, театр,< лит-pa, поэзия.
Однако эл-яинистич. культура распространялась преим. среди арм. знати.
Местная самобытная культура сохранялась среди нар. масс. Религия А. носила
отпечаток синкретизма: почитались древние божества, восходящие к Урарту
и к ещё более раннему времени; были и нек-рые иран. и эллинские культы,
проникал зороастризм.


Отсутствие экономич. и этнич.
единства, усиление классовой борьбы и сепаратизма правителей окраинных
провинций ослабили гос-во Тиграна II. В войне с Римом он потерпел поражение,
потерял почти все ранее завоёванные им земли- Сирию, Финикию, Вост. Киликию,
вынужден был капитулировать перед Пом-пеем и признать зависимость Великой
А. от Рима (66 до н. э.). Однако Тигран II сохранил свою власть в осн.
арм. владениях. С 1 в. до н. э. терр. А. стала ареной ожесточённой борьбы
между Римом и Парфянским царством. При Артавазде II (правил в 56-34 до
н. э.) А. в союзе с Парфянским царством боролась против Рима и освободилась
от рим. владычества. К Великой А. были присоединены арм. земли - Цопк и
Малая А. Борьба между Римом и Парфией временно прекратилась после заключения
Рандейского соглашения (62 н. э.), в силу к-рого в Великой А. утвердилась
династия арм. Аршакидов. В продолжавшейся борьбе между Римом и Парфией
А. стала играть роль буферного гос-ва. Во 2-й пол. 3 в. н. э. Великая А.
попала в зависимость от сасанидского Ирана.


А. в эпоху феодализма (3-4
вв.- 19 в.). В 3-4 вв. в А. господствующими становятся феод. отношения.
Крестьяне-общинники и рабы, наделённые землёй (ердумарды), постепенно формировались
в новый класс <- феодально-зависимое крестьянство. К 4 в. рост феод.
собственности на землю привёл к тому, что одна лишь обл. Айрарат являлась
"царской землёй", остальные земли постепенно перешли в наследств., владения
крупнейших феодалов-князей (нахараров). Укрепление феод. строя сопровождалось
обострением классовой борьбы.


В 301 офиц. гос. религией
Великой А. было объявлено христианство. Возглавляли армянскую церковь католикосы,
к-рые вначале утверждались в Кесарии, а затем (с сер. 4 в.) - царём А.
По имени первого католикоса Григора Партева арм. апостольскую церковь иногда
называют григорианской. Христ. церковь стала идеологом и поборником незыблемости
феод. правопорядка (см. Армянская апостольская церковь).


Благодаря общенар. борьбе
против сасанидских захватчиков А. смогла в 4 в. снова стать на нек-рое
время независимой. При Аршаке II (правил в 345 - 367) А. пришлось вести
упорную борьбу против захватнич. политики Ирана. После вероломного захвата
в плен Аршака II Сасанидам удалось временно захватить А. Преемник Аршака
Пап (правил в 368 - 374) с помощью византийцев организовал разгром иран.
войск. В 371 Иран был вынужден признать власть Папа над А. и вывести свои
войска. Пап боролся против могущества церкви и стремлений феодалов к независимости.
Численность арм. конницы он довёл до 90 тыс. всадников. Визант. император
Валент, недовольный консолидацией А., организовал убийство Папа и назначил
на арм. престол его двоюродного брата Вараздата (правил в 374-380), к-рый,
вопреки воле императора, продолжал политику своего предшественника. Византия
и Иран использовали растущее среди нахараров недовольство центральной властью
и в 387 разделили между собой Великую А.


В Зап. А., отошедшей к Риму,
царская власть была упразднена римлянами в 391, после чего ею управлял
рим. военачальник. В Вост. А. (составляла ок. 3/4 терр. всей А.), находившейся
в зависимости от Ирана, царство было упразднено в 428 и ею стал управлять
иран. наместник (марзпан). Но и при нём А. всё ещё сохраняла внутр. самоуправление.
На гл. адм. должности назначались арм. нахарары. В стратегически важных
пунктах имелись как иран., так и арм. гарнизоны, причём общее командование
над ними принадлежало арм. главнокомандующему (спарапету). Вскоре, однако,
наиболее значит. гос. должности были отняты у арм. нахараров, а должность
верх. судьи, принадлежавшая арм. католикосу, была передана иран. верх.
жрецу. Сбор налогов также перешёл в руки иран. администрации. Иран потребовал
от армян отречения от христианства и принятия религии, господствовавшей
в Иране,- зороастризма. Всё это вызывало антииран. восстания. В 450 началось
нар. восстание, охватившее всю страну. Организатором повстанческого движения
стал полководец Вардан Мамиконян, к-рому удалось одержать ряд побед. В
Арташате он образовал новое пр-во, став правителем страны и одновременно
главой вооружённых сил. Решающая битва произошла 26 мая 451 в долине Аварайр
(см. Аварайрская битва 451). В этой битве обе стороны понесли большие потери,
был убит Вардан Мамиконян. Арм. войска отступили в глубь страны, рассеялись
по неприступным горам и ущельям. Народ перешёл к партиз. войне. Только
путём многочисл. уступок арм. знати Ирану удалось усмирить страну. Антисасанидская
борьба снова обострилась в 80-х гг. 5 в. Вождём нового восстания против
Ирана стал Ваан Мамиконян. После нескольких лет кровопролитной борьбы Иран
вынужден был признать самоуправление А. В 485 марзпаном был назначен Ваан
Мамиконян. Привилегии нахараров и духовенства были восстановлены. Антииран.
настроения усилились в 550-х гг., когда должность марзпана вновь перешла
к представителям иран. знати. В 571 вспыхнуло восстание. Во главе его стал
Вардан Мамиконян Кармир. В битве (572) иран. войска были разгромлены арм.
повстанцами. После этого значит. часть марзпанской А. перешла на сторону
Византии. Восстание приняло характер длит. войны. Борьба между Византией
и Сасанидами из-за А. и Картли продолжалась в течение 20 лет. Сасанид-ский
царь Хормизд IV, стремясь расположить к себе знать подвластной ему части
А., назначил правителем страны (ишха-ном) армянина Давида Сааруни (правил
в 586-601). С этого времени на ишханов были возложены все гражд. функции
управления.


В конце 6 в. Иран уступил
Византии большую часть А. Она стала вассальным гос-вом Византии, хотя и
управлялась ишханом, получившим титулы патрикия и куропалата. Византия
не принимала решит. мер против араб. нашествий, к-рым подвергались арм.
земли. На защиту страны встала арм. конница во главе с спарапетом Теодоросом
Рштуни. Сплотив вокруг себя большую часть знати А., Картли и Албании Кавказской,
он начал переговоры с арабами, приведшие к заключению соглашения (652).
По этому соглашению А., признав верх. власть Араб. халифата, на 3 года
освободилась от выплаты дани; имела право держать конницу в 15 тыс. чел.;
Халифат обязался не вторгаться в А., не вмешиваться в её внутр. дела и
защищать её от визант. агрессии; Теодорос Рштуни назначался правителем
А. и др. р-нов Закавказья.


В 4-8 вв., в период господства


раннефеод. отношений, в А.
шёл процесс формирования различных категорий феод. собственности на землю
и осн. форм феод. ренты. Усиливавшаяся феод. зависимость крестьян вела
к обострению классовой борьбы, часто принимавшей форму разнообразных "еретич.
учений" (мессалиане, борбористы и др.). В 7-9 вв. среди крестьян А. широкое
распространение получило учение павликиан, выдвигавших идею всеобщего равенства
и выступавших противниками крупного землевладения, религ. обрядов и церк.
иерархии. Для народа учение павликиан явилось призывом к борьбе с феод.
знатью. Арм. церковь выступила против павликиан, объявила их движение ересью
и предала анафеме.


В сер. 7 в. арабы, овладев
Ираном, Сирией и Месопотамией, вторглись в пределы Закавказья - в А., Иберию,
Кавк. Албанию. В кон. 7 в. с самоуправлением А. было покончено. В 698-700
арабские войска завоевали А. и Закавказье, образовав из А., Картли и Кавказской

Албании наместничество под
назв. "Армения". Араб. завоевание замедлило процесс развития феод. отношений
в А. Часть армян бежала в Византию, их земли захватывала араб. знать. В
период ига Халифата в А. сильно возросли налоги, ложившиеся в основном
на крестьян, стала преобладать испольная аренда, выросло церк. и монастырское
землевладение, на к-рое были распространены правила о


вакфах (имущество мусульм.
духовенства). Борьба армян против араб.господства восстания 703, 748-750,
774-775, 850-855) проходила в условиях острой классовой борьбы между крестьянами
и арм. феодалами. Так, в восстании 748-50 под рук. представителя одного
из древнейших нахарарских родов Григория Мами-коняна активно участвовали
павликиане, что придало этому движению также антифеод, характер.


Мощное восстание вспыхнуло
в 774 под водительством Мушега Мамиконяна. Оно потерпело поражение в 775.
Многие нахарарские роды были полностью уничтожены, другие изгнаны. Их земли
перешли к Багратидам, к-рые с 775 стали править страной. В 850 поднялось
новое нар. восстание против араб. ига. Особенно прославилось нар. ополчение
горной области Сасун во главе с Овнаном Хутеци. Восставшие разгромили араб.
войско, взяли город Муш и казнили наместника халифа. Эти события нашли
отражение в арм. эпосе "Давид Сасунский" (см. "Сасунци Давид"). Араб. каратели
под команд. Буга в течение трёх лет жестоко расправлялись с повстанцами.
Окончат. свержение власти Халифата произошло лишь в кон. 9 в. Управление
страной было сосредоточено в руках династии арм. Багратидов. Они стали
самостоятельными царями (см. Анийское царство).


Период развитого феодализма
охватывает 9 - сер. 13 вв. В это время росла феод. земельная собственность.
В 10- 11 вв. верх. право на владение землёй в А. принадлежало царю формально
(исключение составляли только царские удельные земли); фактически арм.
феодалы пользовались не только правом наследств. владения, но и правом
собственности на землю. Характерным для этого периода является расширение
крупного вотчинного х-ва феодалов, состоявшего из пашен, садов, виноградников,
пастбищ. Феод. вотчина стала центром с.-х. произ-ва и приспосабливалась
к потребностям междунар. торговли, в к-рую, начиная с 9 в., усиленно втягивалась
А. Расширение феод. вотчины сопровождалось усилением личной зависимости
крестьян от феодалов, крестьяне выполняли в пользу феодала ряд повинностей;
с 10 в. преобладающей становится барщина ("кор"). Рост барской запашки
привёл к развитию крепостного права в А. и увеличению феод. эксплуатации
крестьянства. В А. процветала испольщина (крестьянин за аренду земельного
участка должен был отдавать землевладельцу от 1/2 до 4/5 своего урожая).
Сильно развилось ростовщичество. Всё это вело к обострению классовой борьбы
(социально-классовое движение тондракийцев и крест. восстания в кон. 9
в., восстания 910-918 в Айрарате, Харке, Васпурака-не, Мананали, Сюнике).
Восставших сплачивало учение тондракийцев, в к-ром под религ. оболочкой
скрывался протест трудовых масс против социального неравенства.

Города А., выросшие на двух
осн. магистралях междунар. караванной торговли (Ани, Двин, Арцн, Карс,
Ван, Хлат, Маназкерт и др.), стали крупными центрами ремесл. произ-ва;
развивался регулярный товарообмен между городом и деревней. Параллельно
с ростом городов, появлением крупных феод. вотчин шёл характерный для периода
развитых феод. отношений процесс экономич. и политич. дробления страны.
Образовались полунезависимые царства и княжества: Васпураканское царство,
Сюникское царство, Карсское царство, Ташир-Дзорагетское царство, Тайкское
куропалатство, Та-ронское княжество и др. Вопреки стремлению Багратидов
к объединению А. и усилению центр. власти, внутри класса феодалов продолжалась
борьба. Разделённая на мелкие феод. владения,страна не могла противостоять
агрессивной политике Византии. В течение 1-й пол. 11 в. Византия постепенно
заняла все арм. земли. Несмотря на героич. сопротивление населения, во
главе к-рого стоял полководец Ваграм Пахлавуни, столица А. Ани в 1045 была
взята и разграблена византийцами.


В сер. 11 в. началось вторжение
сельджуков. К 1065 они завоевали почти всю А., беспощадно разорив страну,
уничтожив города, истребив население. Экономич. развитие А. затормозилось;
в ряде р-нов вернулись к полупатриархальным-полуфеод. отношениям. Предпосылки
для объединения страны были утрачены. Значит. часть арм. населения изгонялась
или сама вынуждена была уйти со своей земли. Многочисл. арм. княжеские
роды, а также цари Ани, Васпуракана и Карса, переселившиеся в М. Азию,
не оставляли усилий по возрождению А. Владение Филарета Варажнуни, включавшее
территорию между границей А. и Вост. Киликией с центром в г. Мараше, в
течение 20 лет сумело выстоять перед натиском сельджуков и создало предпосылки
для воссоздания арм. государственности в Киликии под властью Рубенидов.
Рубениды вели воен. и дипломатич. борьбу против византийцев, арабов, сельджуков,
крестоносцев, а также центробежных стремлений арм. феодалов. При Млехе
(правил в 1169-75) и Рубене II (правил в 1175-87) были ликвидированы последние
опорные пункты византийцев в Киликии. При Левоне II (правил в 1187 - 1219)
арм. гос-во овладело побережьем Средиземного м. от Александретты до Селевкии.
Византийский император Алексей III и германский император Генрих VI выслали
Левону II царскую корону.


Киликийское арм. царство
достигло наивысшего расцвета при Левоне II, Хетуме I (правил в 1226-70)
и Левоне III (правил в 1271-89). Его границы доходили до Евфрата на В.,
Тавра-на С., Исаврии и Ликаонии - на 3. Столицей был г. Сие, гл. портами
- Мерсин, Айас и Тарс. Левой II заключил торг. договоры с итал. городами,
построил крепости на окраинах гос-ва, где содержались постоянные гарнизоны,
создал торг. флот, регулярную армию, систему воен. обучения, чеканил монету.
Иностр. купцы получили право свободного передвижения по Киликии, ввоза
и вывоза товаров без пошлин. Киликия превратилась в культурный центр армян.
Открывались школы, поощрялась лит. и науч. деятельность, развивались изобразит.
искусство и зодчество.

С кон. 11 в. начался распад
сельджук-ской державы. Одновременно на терр. А. образовывались новые феод.
сельджукские гос-ва. Остатки арм. феод. знати во главе с Захаридами возглавили
освободит. движение против сельджуков. В течение 2-й пол. 12 и нач. 13
вв. груз. и арм. войска под команд. Захаридов освободили большую часть
А. и создали под покровительством груз. гос-ва самостоят. феод. княжество.
Страной стали править Захариды. Между А. и Грузией сложились исключительно
тесное политич., экономич. и культурное сотрудничество и дружба.


Южные и западные районы А.
продолжали оставаться под властью сельджук-ских эмиратов. Освобождение
А. содействовало подъёму экономики и культуры. Значит. развития в 12-13
вв. достигли города, торговля, ремесл. произ-во. Через г. Трапезунт арм.
купцы вели торговлю с Крымом, Польшей, Сев. Кавказом, Юж. Русью и др. странами.
Рост ремесла и торговли сопровождался обогащением феодалов и купечества,
в то же время положение крестьян ухудшалось; часть их лишилась права свободного
перехода с места на место. Получили развитие высшие духовные и светекие
школы.


В 1236-43 Закавказье, несмотря
на упорное сопротивление населения, было завоёвано монг.-тат. войсками.
Арм. государственность была ликвидирована. А. была включена в состав гос-ва
Хула-гуидов. Кочевники-монголы уничтожали высокую земледельческую культуру
и вводили кочевое скотоводство. Значит. часть возделанных полей и садов
превратилась в пустыри. В кон. 13-14 вв. бегство населения из А. в Грузию
и соседние обл. М. Азии, на сев.-зап. побережье Каспия, Сев. Кавказ приняло
огромные размеры,


Киликийскому арм. царству
удалось на время сохранить свою целостность. Хетум 1 достиг выгодного для
себя соглашения с монголами, предотвратив их вторжение в пределы царства.
Его преемник Левон III стремился с помощью монголов объединить все арм.земли
под своей властью. Союз между арм. гос-вом и монг. ильханством не обеспечивал
безопасности страны. Егип. мамлюки совершали опустошит. походы на Киликию.
При Хетуме II начинается постепенный упадок Киликийского арм. царства.
Надежды выстоять с помощью зап.-европ. держав и рим. папы не оправдались.
В 1375 мамлюки захватили страну и взяли в плен царя Левона VI. Киликийское
арм. гос-во прекратило своё существование.


В 60-х гг. 13 в. А. стала
ареной кровопролитной борьбы между Хулагуидами и ханами Золотой Орды. В
кон. 14 в. А. была сильно разорена во время походов Тохтамыша, а затем
Тимура. Захват А. в нач. 15 в. кочевыми племенами Кара-Коюнлу, а
затем Ак-Коюнлу также сопровождался массовым истреблением населения и разрушениями.


В 14-15 вв. большинство арм.
феод. знати было уничтожено. Их земли захватила монг.-тат., туркм. и курдская
военно-кочевая знать. Разорение крестьян, падение ремесла привели в 14-16
вв. хозяйство А. в катастрофическое состояние.


В этот период поднялось значение
области Айрарат и г. Еревана как центра страны, чему способствовало также
перенесение в 1441 престола "католикоса всех армян" в Эчмиадзин (по соседству
с Ереваном). Город Джульфа (Джуга) в 16 в. уже стал центром нарождающейся
армянской торгово-ростовщической буржуазии.


В 16-18 вв. А. стала объектом
ожесточённой борьбы между османской Турцией и державой Сефевидов, приведшей
к новому застою в экономике А. Сотни тысяч армян были насильственно выселены
в Иран по приказу шаха Аббаса I (правил в 1587-1629). Джульфа была разрушена,
а её население переселено в Иран, в окрестности г. Исфахана, где армяне
основали г. Новая Джульфа (Нор-Джуга). Арм. купцы из Н. Джульфы вели крупную
торговлю, гл. обр. в Передней Азии, Индии, России и Зап. Европе (см. Армянские
колонии).


В 1639, после мира, заключённого
между Турцией и Ираном, А. была окончательно разделена: Зап. А., составляющая
большую часть страны, отошла к Турции, Вост А.- к Ирану. Последними остатками
арм. государственности являлись 5 ме-ликств Нагорного Карабаха, просуществовавших
до конца 18 в.


Согласно мусульм. религ.
праву - шариату, собственником всех земель в А. являлся шах или султан,
к-рый уступал во временное или постоянное пользование доходы с этих земель
представителям господствующего класса или духовенству. Арм. население облагалось
многочисл. налогами и повинностями, главным из которых являлся бахра (1/3-1/2
от урожая). Крестьяне отбывали принудит. трудовую повинность в пользу гос-ва.
Христ. население А. облагалось подушной податью (джизьей). Терр. Зап. А.
вошла в состав нескольких пашалыков и вилайетов Турции. Феодалы кочевых
и полукочевых курдских и туркм. племён жестоко эксплуатировали арм. население.
Турки стремились обратить армян в ислам. Жестокий политич., социальный
и нац. -религ. гнёт вызвал массовое движение арм. народа за освобождение.
Если первоначально арм. нац.-освободит. движение искало помощи у зап.-европ.
держав, то с кон. 17 в. его осн. внешнеполи-тич. опорой стала Россия. Это
было обусловлено не только географич. положением России, её политич. и
стратегич. интересами на Ср. и Бл. Востоке, но и теми экономич. и культурными
связями арм. и рус. народов, начало к-рых восходит ко времени Киевской
Руси. Эти связи особенно расширились при Петре I. В их укреплении большую
роль сыграл видный деятель нац.-освободит. движения арм. народа Исраел
Ори. В 1701 Ори прибыл в Россию и представил Петру I план освобождения
А. Согласно этому плану, освободит. борьба армян должна была вылиться в
нар. восстание, помощь к-рому оказали бы рус. войска. Конечной целью было
восстановление арм. государственности.


В 20-х гг. 18 в. в Вост.
А. вспыхнуло восстание против Ирана, к-рое в дальнейшем своим остриём было
направлено против вторгшихся в Закавказье тур. поработителей. Центрами
освободит. борьбы стали Карабах и Сюник, гл. силу составлял вооружённый
народ. Были созданы нар. ополчения, в к-рых рядом с армянами сражались
азербайджанцы. Во главе их стали в Карабахе гандзасарский католикос Есаи
Хасан-Джалалян и Аван-юзбаши, а в Сюнике-Давид-Бек. В 1722-24 в Карабахе
и Сюнике было свергнуто иран. господство, они получили политич. самостоятельность.
Успеху арм. освободит. движения содействовали падение династии Сефевидов
в Иране под ударами восставших афганцев и предпринятый в эти годы перс.
поход Петра I. Стремясь утвердиться на зап. побережье Каспийского м., покончить
с владычеством Ирана в Закавказье и предотвратить занятие его Османской
империей, царская Россия хотела создать здесь объединённое арм.-груз. гос-во
под своим протекторатом, т. е. фактически осуществить политич.


план Исраела Ори. Первым
шагом в этом направлении было объединение под Гандзаком груз. и арм. войск
во главе с груз. царём Вахтангом VI и католикосом Есаи Хасан-Джалаляном.
Однако объединённая арм.-груз. армия распалась, т. к. ожидавшаяся воен.
помощь Петра I не была получена. Этому помешал ряд обстоятельств междунар.
характера и, в первую очередь, вторжение тур. войск в Закавказье в 1723
по наущению европ. roc-в. Избегая войны с Турцией, Россия в июне 1724 заключила
с ней договор, по к-рому за Россией сохранялась значит. часть территорий,
отвоёванных у Ирана. Восставшие армяне вынуждены были одни продолжать свою
борьбу. Весной 1724 в Вост. А. вторглась тур. армия, осадила Ереван и заняла
город, несмотря на героич. сопротивление населения. Туркам оказали сопротивление
также Карабах и Сюник. Тур. войскам не удалось сломить карабахских армян,
к-рые впоследствии присоединились к иран. войскам Надир-шаха и изгнали
турок из Вост. А. В Сюнике Давид-Бек и военачальник Мхитар нанесли ряд
сокрушит. поражений тур. завоевателям и на длит. время отстояли самостоятельность
Сюника.


После нек-рого спада арм.
освободит. движение снова оживилось во 2-й пол. 18 в. В 1761 видный деятель
арм. освободит. движения Иосиф Эмин - продолжатель политич. линии Исраела
Ори- вёл переговоры с рус. пр-вом о восстановлении государственности А.
В дальнейшем он намеревался создать объединённое арм.-груз. гос-во во главе
с груз. Баг-ратидами. Эмин стремился включить в освободит. борьбу также
и зап. армян, находившихся под игом Турции. В этот период с призывами к
нац.-освободит. борьбе выступили также деятели арм. колоний в Индии Ш.
Шаамирян, М. Баграмян и др. Они выдвинули проект создания арм. бурж. республики
под покровительством России. Ими был разработан также проект арм.-рус.
союзнического договора. Оба проекта нашли одобрение со стороны арм. деятелей,
живших в России, - И. Аргутяна и И. Лазаряна. В 80-х гг. 18 в. Россия дважды
приступала к осуществлению своих планов похода в Закавказье и создания
арм.-груз. гос-ва, но оба раза вынуждена была их отложить. Безрезультатно
кончился также и предпринятый Россией в 1796 перс. поход.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я