АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ
торговый, крупный порт СССР в устье р. Сев. Двины, в 50 км от
Двинского зал. Белого моря. Важный пункт каботажных связей с районами Сов.
Севера. Продолжительность навигации 6- 7 мес. Имеет большое значение в
экспорте лесоматериалов.
Основание порта относится
к 16 в. Первый англ. торговый корабль зашёл в него в 1553, что послужило
началом установления торг. связей с Зап. Европой. Пристань построена в
1584. В 1693 Пётр I основал корабельные верфи, с к-рых в 1694 был спущен
на воду первый рус. корабль "Святой Павел". До нач. 18 в. А. м. п. был
единственным выходом рус. товаров за границу. С возникновением Петербургского
порта (1707) роль А. м. п. снизилась. В 19 в. спрос на лесоматериалы на
мировом рынке вызвал быстрый рост лесозаготовок на Севере России и грузооборота
порта. Начатые в 1887 дноуглубительные работы дали свободный проход паровым
морским судам. Большое значение имело сооружение в конце 19 в. жел. дороги,
связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу
за границу. Развитие нар. х-ва Севера страны после Великой Октябрьской
революции непрерывно повышает роль А. м.п. Его соору-
жения реконструированы и
расширены, осн. операции по погрузке судов выполняют многочисленные механизмы.
У причалов порта и лесозаводов одновременно грузится и разгружается несколько
десятков сов. и иностр. судов. Наличие ледоколов намного удлиняет навигацию.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 А. м. п. непрерывно принимал
с морских судов стратегич. товары для нужд фронта и нар. х-ва СССР. А.
м. п. принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование,
металлы, пром. и прод. товары. А. м. п.- осн. база Сев. пароходства, выполняющего
морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому
пути и на заграничных линиях. Из А. м. п. берут начало регулярные пассажирские
линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и пунктов Новой
Земли. А. Д. Поликарпов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я