История археологии.
Впервые
термин "А." применил в 4 в. до н. э. Платон, имея в виду науку о древностях
в самом широком смысле слова. Но и позднее термин "А." долго имел, да отчасти
и до сих пор имеет в разных странах разный смысл. Ещё в 18 в. этим словом
стали обозначать историю древнего иск-ва. Когда в 19 в. внимание науки
привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало
складываться совр. понимание А.; тем не менее в нек-рых бурж. странах доныне
А. по-прежнему изучает иск-во древнего мира, а история иск-в вынуждена
при этом ограничиваться ср. веками и новым временем. Иногда под А. понимают
источниковедение истории искусств, что также ошибочно.
Зачатки А. были уже в древности.
Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах
ист. знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек,
тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В Др. Риме результатом
сознательного изучения древностей является схема развития материальной
культуры, к-рую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В 1 в. до н. э.
он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился
бронзовым, а бронзовый - железным.
Всякие археол. изыскания
прекратились в нач. средневековья. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены
были в Италии многочисл. раскопки, единственной целью к-рых было добывание
антич. скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары
в ряде стран стали собирать отд. археол. находки. Вскоре в нек-рых странах
были произведены первые опыты раскопок с науч. целями.
После Великой франц. революции
(конец 18 в.), с развитием бурж, ист. науки, быстро стала развиваться и
А. Особое значение в её развитии имели раскопки Помпеи и Геркуланума (близ
Неаполя). Эти города были засыпаны вулканич. пеплом в 79 н. э., раскопки
там начались в нач. 18 в. и приняли науч. характер к кон. 18 в. (когда
Неаполь был занят войсками 1-й Франц. республики). Деятели франц. бурж.
революции и наполеоновских войн с особым интересом относились к античности.
Этот интерес, соединённый с типичным для эпохи стремлением к точному знанию,
обусловил организацию систематич. помпейских раскопок. Здесь учёные узнали,
какой интерес для ист. знания может иметь скромная бытовая утварь. Помпейские
находки всюду привлекли внимание к бытовым древностям, не только античным,
но и др. эпох.
В 1-й пол. 19 в. в результате
археол. раскопок открыты древние цивилизации Двуречья и Египта. Но при
этих раскопках гл. внимание по старой традиции долго уделялось произведениям
иск-в и письм. ист. источникам.
Ещё в нач. 19 в. первобытные
древности во всех странах считались непознаваемыми, поскольку хронологическое
их разделение считалось невозможным. Но это препятствие удалось преодолеть,
когда интерес к древности возрос в связи с попытками социологов изучить
возникновение человеч. общества. Для создания такой хронологии большую
роль играла гипотеза о трёх веках - каменном, бронзовом и железном. Её
высказы-
вали в 18 и в нач. 19 вв.
разные авторы, в т. ч. в России А. Н. Радищев. Впервые её обосновал археол.
материалом дат. археолог К. Томсен в 1836. Эту классификацию подтвердил
и развил другой дат. археолог Е. Ворсо.
Для развития первобытной
А. большое значение имели работы франц. учёного Э. Ларте. Изучая с 1837
пещеры Юго-Зап. Франции, он установил хронологию их отложений и доказал,
что человек, делавший древнейшие кам. орудия, был современником мамонта
и др. вымерших животных. Распространение дарвинизма начиная с 1859 (год
выхода в свет "Происхождения видов" Дарвина) сделало выводы Ларте общепризнанными
и подвело науч. базу под успешно развивавшиеся с тех пор поиски останков
первобытного человека. Убеждённым дарвинистом был франц. археолог, активный
участник Революции 1848, Г. Мортилье, установивший в 1869-83 хронологич.
классификацию первобытных древностей, основанную на эволюционной теории.
Изучение первобытного человека он ставил в тесную связь с разрушением библейских
легенд и церковного мировоззрения. Он определил все осн. эпохи древнего
кам. века и дал им названия (шелль, ашель, мустье и т. д.), употребляемые
и доныне в науке. В 1865 англ. археолог и этнограф Дж. Леббок впервые предложил
разделить каменный век на 2 эпохи: палеолит - древний кам. век и неолит
- новый кам. век. Между палеолитом и неолитом долго не удавалось установить
никакой связи. Учёные говорили по этому поводу о "необъяснимом разрыве".
В кон. 19 в. франц. археолог Э. Пьет установил эту связь, открыв переходную
эпоху-мезолит (средний каменный век).
Большое влияние на развитие
А. имел в кон. 19 и нач. 20 вв. швед. археолог О. Монтелиус. Древние вещи
он распределил по типам (тип - совокупность вещей, однородных по форме;
археологи знают теперь десятки тысяч типов), а типы в свою очередь связал
в типологич. эволюционные ряды, прослеживая для этого (путём тщательного
анализа деталей) постепенные изменения форм. Правильность построения рядов
он проверял по находкам. Так, эволюция топоров, эволюция мечей, эволюция
сосудов и т. д. взаимопроверялись по их совместным находкам в погребениях
(ранние топоры встречались с ранними мечами, поздние - с поздними и т.
д.). Осн. пороком его метода является изучение вещей в их саморазвитии
и вне создававшей их общественной среды. Монтелиус исходил из неверной
предпосылки, будто вещи развиваются по тем же законам, что и живые организмы.
Он установил множество археол. дат (преим. для бронз. века и раннего железного).
Последователем Монтелиуса был франц. археолог Ж. Дешелет, выпустивший в
начале 20 в. сводный описат. труд по археологии Зап. Европы. В основе его
лежит А. Франции, начинается он с палеолита, но особое внимание уделено
раннему жел. веку. Быт др. галлов воссоздан на основе тщательного изучения
бесчисленных мелких находок. Англ. археолог А. Эванс заполнил в нач. 20
в. пробел между первобытными и антич. древностями. Его раскопки на Крите
открыли высокую цивилизацию бронзового века, имевшую постоянные сношения
с Египтом и Азией, что позволило определить время критских древностей.
Находки же критских изделий в Европе послужили затем лучшим основанием
для европ. археологич. хронологии.
Среди концепций, в к-рых
содержались осн. теоретич. положения совр. А., следует отметить возникшее
в 1-й пол. 20 в. понятие об археол. культуре. Картографируя элементы культуры
одновременно существовавших групп человечества на различных территориях,
европ. археологи пришли к заключению, что обнаруживаемые при этом различия
связаны с этническими, социальными или хоз.-экономич. общностями и что
часто за археол. культурами скрываются создавшие их древние племена и народы.
Это привело к попыткам изучения происхождения народов, основываясь (среди
других источников) и на археол. данных.
Для науки имеет важное значение
вопрос о путях распространения различных явлений культуры. В исследовании
этого вопроса большую роль сыграло развитие археол. картографии как науч.
метода. Сложной задачей А. является создание хронологич. схем и переход
от данных относительной хронологии к абсолютной.
Великие археол. открытия
в 19 и 20 вв. были сделаны в Средиземноморье и на Бл. Востоке. В Греции
велись раскопки в Афинах, Спарте и др. городах, были раскрыты знаменитые
общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии; в Италии, кроме Геркуланума
и Помпеи, велись большие раскопки в Риме и Остии. Раскопки в Помпеях получили
особенно большой размах после воссоединения Италии в 1860. Их тогда возглавил
Дж. Фио-релли (участник итал. нац.-освободит. движения). Он создал методы
реконструкции несохранившихся или частично сохранившихся сооружений и предметов.
При нём раскопки Помпеи стали школой для археологов всех стран. В М. Азии
раскапывались важные ионийские центры Милет и Эфес и эллинистич. города
Прие-на и Пергам, в Сирии - Гелиополь и Пальмира и мн. др. Особенно большое
науч. значение имело открытие культуры бронз. века в Эгейском мире во 2-м
тыс. до н. э. и раскопки Кноса (А. Эванс) на о. Крит, Трои в М. Азии. В
М. Азии была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Бо-газкёе
близ Анкары (Г. Винклер). Исследования в Финикии, Сирии и Египте открыли
тысячелетние культуры этих стран, восходящие ещё к эпохе неолита. Раскопки
в Сузах и Персеполе дали обильный материал по культуре Др. Ирана, а раскопки
в Месопотамии открыли ассир. города Дур-Шаррукин, Ниневию и др. Раскапывались
Вавилон и Ашшур. Была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация и
её центры Ур, Ла-гаш. Исследования на Востоке охватывали постепенно огромные
территории: были изучены древние культуры Китая и Индии. В Зап. полушарии
археологи сконцентрировали внимание на изучении памятников доколумбовой
Америки: ацтеков в Мексике, майя в Центр. Америке, инков в Перу и т. п.
Больших успехов достигла
наука в изучении раннего железного века, поздней античности и средневековья
в Европе. Открытие гальштатской культуры и латенской культуры, а затем
лужицкой культуры познакомило с жизнью племён и народов жел. века. Изучение
рим. провинций в Европе привело к открытию остатков культуры варварских
племён. Исследованы ср.-век. города, их архит. памятники и< произведения
иск-ва. Больших успехов достигла славянская А. Гигантский свод слав. древностей
издал в 20 в. чеш. археолог Л. Нидерле, доказавший множеством аргументов
общность др.-слав. культуры. Виднейшим археологом 20 в. был англ. учёный
Г. Чайлд. Он составил первую сплошную классификацию древних культур Европы
и Азии и изучал социально-экономич. строй первобытного общества, находясь
в этом отношении под прямым влиянием сов. А.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я