АРХИТЕКТОРА
(лат.
architectura, от греч. architekton - строитель), зодчество, система зданий
и сооружений, формирующих пространств. среду для жизни и деятельности людей,
а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии
с законами красоты. А. составляет необходимую часть средств произ-ва (пром.
А.- здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств
существования человеческого общества (гражд. А.- жилые дома, общественные
здания и др.). Её художеств. образы играют значит. роль в духовной жизни
общества. Функциональные, конструктивные и эсте-тич. качества А. (польза,
прочность, красота) взаимосвязаны.
Произв. А. являются здания
с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения,
служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные
и т. п.).
Предметом целеустремлённой
организации является и пространство насел. места в целом. Создание городов,
посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область,
нераздельно связанную с А.,- градостроительство.
А. создаётся в соответствии
с потребностями и возможностями общества, к-рое определяет функциональное
назначение и художеств. строй архит. произведений. Она не только обеспечивает
необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является
одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью,
А. способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций,
т. е. оказывает на него обратное влияние. Архит. организация жизненных
процессов является одним из гл. источников формообразования в А., необходимой
базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя к-рое, А. не может
успешно выполнять свои идеологич. и эстетич. задачи.
В классовом обществе произв.
А. создавались, как правило, с учётом экономич., идеологич. и социально-бытовых
требований правящего класса. При социализме целью А. стало максимально
возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества.
Новые проблемы А. во многом определяются высокими темпами социального и
технич. прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их
конструктивную долговечность, структура произведения А. должна создаваться
с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных
изменений.
Важнейшим средством практич.
решения функцион. и идейно-художеств. задач А. является строит. техника.
Она определяет возможность и экономич. целесообразность осуществления тех
или иных пространств. систем. От конструктивного решения во многом зависят
и эстетич. свойства произв. А. Здание должно не только быть, но и выглядеть
прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая
(кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью,
ненадёжностью и вызывает отрицат. эмоции. В ходе развития строит. техники
новые принципы архит. композиции, отвечающие свойствам новых материалов
и конструкций, могут вступать в конфликт с традиц. эстетическими взглядами.
Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые
ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются
в массовом сознании в источник эмо-ционально-эстетич. воздействия. Что
же касается традиц. форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут
сохраняться как декоративные либо как сим-волич. выражение определ. эстетического
идеала, утратив прямую связь с конструкцией (напр., ордер, сложившийся
в античной Греции как эстетически осознанная стоечно-балочная конструкция
из камня, служил подчас не связанным с конструкцией художественным средством
в архитектуре барокко и классицизма).
Качеств. изменения строит.
техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на
совр. А. Особое значение имеет замена ремесл. методов стр-ва индустриальными,
связанная с общими процессами развития произ-ва, с необходимостью повышения
темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации,
унифицированных конструкций и деталей. Метод стандартизации должен обеспечить
многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных
потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей.
Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания
массового стр-ва. Количеств. возможности, к-рые она предоставляет,< в
А. социализма используются для создания условий качеств. преобразования
быта я форм обществ. жизни, для обеспечения роста пром. произ-ва. Развёртывание
массового стр-ва является частью создания и развития материально-технич.
базы коммунизма. В соответствии с потребностями общества А. изменяет существующую
среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением,
входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художеств.
образов, отражающих действительность. Принципы реалистич. иск-ва получают
в А. особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи
или скульптуры, А. не изображает нечто, существующее вне её. Художеств.
правда А. вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности
применённых материальных средств. Оценка эстетич. качеств А. всегда включает
в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности
обслуживать те жизненные процессы, для к-рых она предназначена.
Осн. средства создания художеств.
образа в А.- формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространств.
композиции (в т. ч. и внутр. орг-ции сооружений) используются принципы
симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов,
их различные ритмические соотношения и т. д. Особое значение в А. имеют
соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность
сооружения и его отд. форм человеку (масштабность). В число художеств.
средств А. входят также фактура и цвет. разнообразие к-рых достигается
различными приёмами обработки поверхности здания. А. может решать художеств.
задачи совместно с др. видами иск-ва (живопись, скульптура, декоративно-прикладное
иск-во, художеств. конструирование), создавая вместе с ними единый художеств.
образ (см. Синтез искусств). Целостная художественно-выразит. система форм
произв. А., отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется
архит. композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими
пространство (см. Ансамбль).
Представление о пространств.
формах произв. А. складывается в сопоставлении зрит. впечатлений, получаемых
с различных точек снаружи и изнутри постройки. Необходимость постепенного
осмотра, развёртывающегося во времени, свидетельствует о родственности
А., к-рая является пространств. иск-вом, и временных иск-в (напр., музыки).
А. разных стран и народов,
отмеченная нац. и локальными особенностями, развиваяется подчас во взаимном
влиянии, ведущем к выработке приёмов и форм, общих для группы народов (обзор
развития отдельных нац. школ А. см. в соответствующих разделах статей,
посвящённых roc-вам, а также союзным республикам, авт. республикам и авт.
областям СССР).
Устойчивая общность характерных
особенностей художеств. формы А. и её идейно-содержат. программы образует
её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и
пространств. орг-ции сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике,
декоре. Для совр. А. большую роль играет обмен технич. достижениями. Гл.
различия в направленности совр. А. определяются существованием двух обществ.
систем - капитализма и социализма. Тождественность социальных задач и материально-технич.
средств, единство общих идейно-художеств. принципов А. социалистич. стран
способствовали возникновению её интернациональных основ, включающих в себя
наиболее прогрессивные нац. особенности. А. социализма в целом обогащается
своеобразием вклада каждой нации, обусловленным спецификой национальных
архит. традиций, природно-климатич. условий и рядом др. факторов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я