Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > История развития архитектуры.

История развития архитектуры.

История развития архитектуры. Зарождение
А<. относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли
первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие
приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось
развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим,
двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы
(дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного
общества отмечен стр-вом крепостей со стенами или земляными валами и рвами.
В металитич. сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертик.
и горизонт. блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей
архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания).


С возникновением гос-в сложилась
и новая форма поселения - город как центр управления, ремесл. произ-ва
и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между к-рыми
стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего
класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для
А. стали обществ. взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы.
В крупных рабовладельч. деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов
в руках немногочисл. верхушки, эксплуатация огромного количества рабов,
успехи в области науки и техники стали основой стр-ва крупных ирригац.
сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость
и могущество власти божества и обожествлённых правителей (пирамиды в Гизе
и храмы в Карнаке и Луксоре - все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии,дворцы
древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центр. и Юж. Америки). В эпоху
рабовладения началось стр-во и крупнейшего в мире фортификац. сооружения
- Вел. кит. стены. Стр-во грандиозных построек, подавляющих массивностью
конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физич. труда.
Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строит. опыта, о
сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.


В условиях рабовладельч.
демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов).
Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой
улиц и площадью - центром торговой и обществ. жизни. Был разработан тип
жилого дома с помещениями, обращёнными к внутр. пространственному ядру
- дворику. Культовым и архитектурно-композиц. центром города был храм,
к-рый воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма
стал периптер (напр., Парфенон в Афинах). Развитая обществ. жизнь полиса
породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система
классич. ордеров.


Периптер - тип древнегреческого
храма.


(Парфенон в Афинах. 447 -
438 до н. э. Архитекторы Иктин и Калликрат. План.)




В Др. Риме, огромной средиземноморской
державе, унаследовавшей традиции греч. А., ведущее значение приобрели сооружения,
выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям
рабовладельч. гос-ва. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого
совершенства стр-во мостов и акведуков. Для возведения крупных построек
большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были
разработаны рациональные методы стр-ва, получившего гигантский размах.
Создавались крупные ансамбли (обществ. центры - форумы) и обществ. сооружения,
рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры.,
термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращёнными
к внутр. замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован;
в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих
- инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм
Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в А. эллипистич.
Парфии. А. Рим. империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным,
пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы
декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном
в А., часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона
как часть её облицовки.


В феод. эпоху А. развивается
на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется
деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения
монументальной А. значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую
часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных
условий и традиций оказывают на А. эпохи феодализма более значит. влияние,
чем на А. рабовладельч. цивилизаций. Феод. войны вынуждали к широкому развитию
фортификац. сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки
и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европ. стран, Ср. Азии и Закавказья;
рус. кремли и монастыри-крепости). Идеологич. господство религии дало толчок
широкому стр-ву культовых зданий. Новой задачей.. решавшейся в А. Византии,
было формирование внутр. пространств христ. храмов, способных вместить
тысячные толпы, и создание в них особой среды., отвлечённой от мира. Наряду
с унаследованными от Рима типами базилики и цент-рич. купольного здания
формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферич. купола
сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе).
Конструкция получала ясное выражение в. архит. форме крестово-купольных
храмов. А. Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских гос-в
на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси.




Специфич. характер А. региональных
др.-рус. школ, развившихся после распада киевской державы, определялся
местными социальными особенностями, строит. традициями и применявшимися
материалами. А. Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая
пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский
и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый
лаконизм величеств. форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо
живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. А. Древней
Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространств.
организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архит. развитии
(1240-90-е гг.), вызванного монголо-тат. нашествием, гл. архит. центрами
становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерус.
традиции. С объединением рус. земель под властью Москвы складывается единая
рус. архит. школа. Ансамбль Моск. Кремля явился прообразом для кремлей
др. городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы.
Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся




в 16 в. (церковь Вознесения
в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для рус. А. 17 в. характерны многообразие
форм, праздничная живописность. Наряду с кам. А. большое место занимало
дерев. зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви:
Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.).


В странах Зап. и Центр. Европы
с возрождением городов в кон. 10 в. начинает развиваться тип кам. жилого
дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается А. романского
стиля. В культовой А. появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками,
окружёнными аркадами ("клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального
типа. Во 2-й пол. 12 в. во Франции зародилась А. готики, отразившая наиболее
высокий этап развития производит. сил феод. общества и усиление городов,
с к-рым связано возникновение новых типов обществ. зданий (ратуши, дома
ремесл. цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система,
в к-рой с предельной рациональностью используется материал; освобождается
пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы:
в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кёльне - в Германии:
в Кентербери - в Великобритании; в


Бургосе - в Испании; в Праге,
Кракове). В жилищном стр-ве наряду с кам. конструкциями применяется фахверк
- деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.


В развитие А. эпохи феодализма
большой вклад внесли народы араб. Востока (см. Арабская культура). Крупными
центрами феод. культуры были города Ср. Азии - Бухара, Мерв, Термез, Хива,
Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе,
купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким
использованием в облицовке т. н. керамич. резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда
и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия
композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных
кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.


Многообразие архит. типов
отличает зодчество феод. Индии. Стремление к конкретности художеств. образов,
преклонение перед буйной тропич. природой породили исключит. пластичность
монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под
влиянием индийской А. формировалась А. Юго-Вост. Азии (Индонезии, Цейлона,
стран Индокитайского п-ова). В А. Китая регулярность планировки городов
дополнялась строгой симмет-


рией организации пространства
зданий, оси к-рых получали ориентировку по странам света. Геом. правильность
тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные
деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся
кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими
окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых
и фортификац. сооружений ("Запретный город" и "Храм неба" в Пекине). Под
влиянием А. Китая долгое время находилась япон. А., где деревянные каркасные
конструкции были доведены до высокого художеств. совершенства. Для А. Китая
и Японии характерно умелое использование естеств. и формирование искусств.
ландшафта.


Важный этап развития А. связан
с культурой Возрождения, возникшей в нач. 15 в. в городах Тосканы (Италия)
и развивавшейся в 15-16 вв. во мн. странах Зап. и Центр. Европы.


Социально-экономич. процесс
разложения феодальных и становления бурж. отношений породил мощное культурное
движение. Ср.-век. религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм,
к-рый искал опору в антич. наследии, что ярко отразилось в А. обществ.
зданий, дворцов,


Ф. Брунеллески. Капелла


Пацци при церкви Санта-Кроче
во Флоренции. Начата в 1429. Вверху - разрез, внизу - план.




загородных поместий. Строителя-ремесленника
сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения
совр. ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся
ансамблей были противопоставлены ясные, завершённые геом. системы как выражение
волевого, организующего начала (новый подход к А. выражен в палаццо - типе
дома-дворца, в к-ром каждому элементу присуща выраженная законченность,
проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного
двора, и в строгой симметрии фасада). Итал. архитекторы обращаются к ясной
системе ордеров Др. Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо,
Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась
теория А. (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). А. Возрождения
за пределами Италии была менее последовательна в преодолении ср.-век. традиции
и проходила сложную длит. эволюцию.


Процесс рефеодализации и
контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четв. 16 в., резко изменил
характер её архит. развития. В кон. 16-18 вв. осн. заказчиками А. становятся
церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных,
театрализов. церемоний - культовых и светских. Логичность композиций А.
Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для А.
барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность
объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистич. эффектов
живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В А. барокко
здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная
колоннадой пл. Св. Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини,
Ф. Борромини, Г. Гварини) А. барокко широко распространилась в Германии,
Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании
с традициями доколониального периода породило барочную А. стран Лат. Америки,
отмеченную крайней декоративной насыщенностью.


Во Франции 17 в. торжество
абсолютизма, развитие пром-сти и торговли, рост городов создали предпосылки
для возникновения А. классицизма. Лежащее в его основе рационалистич. мировоззрение
выразилось в строгости геом. композиций; система архит. ордеров широко
использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции
распространялся на организацию садов, парков и гор. площадей (творчество
Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали
анфилады помещений, гор. массивы, парки загородных резиденций (Во-ле-Виконт,
Версаль и др.- во Франции). Развитие А. классицизма продолжается во Франции
(арх. Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и др. европ. странах во 2-й пол. 18 -
нач. 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля
рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской
империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная
среда парков, имитировавших естеств. природу, создавалась в контрасте с
классицистич. А. зданий.


Для истории рус. А. переломным
был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I




послужили толчком к усилению
светского начала, расширению гражд. стр-ва. Возникли новые типы обществ.
и адм. зданий, производств. сооружений, порты; строились загородные дворцы,
разбивались регулярные парки. Гл. задачей рус. А. нач. 18 в. было развитие
вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность
планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки
петровского времени отличают простота и рациональность. В сер. 18 в. в
рус. А. нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И.
Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для рус. барокко
характерно сочетание богатого пластич. и цветового убранства фасадов с
ясностью планов и объёмной композиции. В последней трети 18 в. барокко
уступило место классицизму, основоположниками к-рого в России явились А.
Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Кон. 18 - 1-я
треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных гор. ансамблей
в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и др. городов
(А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов,
О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для А. этого периода характерны широкий размах
пространств. композиций и торжеств. парадность художеств. образов, отразивших
патриотич. идеи времени. Через "образцовые проекты", по к-рым предписывалось
строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.


В 1830-50-х гг. классицизм
повсеместно приходит в упадок. Укрепление капи-талистич. строя в Европе
и США во 2-й пол. 19 в., развитие пром-сти обусловили быстрый рост городов,
возникновение новых типов производств., торговых, транспортных и др. сооружений
(заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки,
универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки,
биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные "доходные" жилые
дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост
стр-ва и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих
сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов.
Для этого используются достижения пром. техники. Начинают широко применяться
металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация
строит. деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия
больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. А. получила
возможности для совершенствования функциональных, технич. и художеств.
качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники.
Строятся просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец"
в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлич. каркасом
("Эйфе-лева башня" в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов
т. н. чикагской школы в США были созданы первые "небоскрёбы", выразительность
к-рых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако
влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строит.
деле, отрыв архит. творчества от инженерно-технич. решений привели к тому,
что задачи, k-рые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию
зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы
прошедших эпох. Использовались формы одного из ист. стилей (классицизма,
барокко, готики и др.),< подогнанные к системе пропорций и ритму,
задававшимися структурой здания,< к-рую создавал инженер, или в декорации
смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия
между А. и новой техникой, архаич. формами и новым назначением зданий пытался
разрешить так называемый стиль "модерн", возникший в 1890-е гг. Отвергая
значение традиций и основываясь на свободе формообразования, к-рую открыли
металлич. конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание
на проблемах формы, получавшей подчас изобразит. характер. Индивидуалистич.
тенденции "модерна" доведены до крайности в произв. А. Гауди (Испания),
а его рационалистич. устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша
(Великобритания), X. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия)
и др. В нач. 20 в. велись поиски новых архит. форм и на основе сочетания
достижений техники с классич. принципами композиции (О. Перре - Франция;
О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Бе-ренс - Германия), делались и попытки
прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский
- Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917
развитие А. капиталистич. об-ва становится всё более противоречивым, отражая,
с одной стороны, эгоистич. интересы правящего класса и его реакц. идеологию,
с другой - продолжающееся развитие производит. сил, обществ. характер произ-ва
и растущую силу трудящихся масс (стр-во т. н. дешёвых жилищ, к-рое должно
было смягчить политич. остроту жилищного кризиса; кооперативное стр-во;
стр-во, ведущееся коммунистич. муниципалитетами во Франции); она испытывает
и прямое влияние сов. архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий
принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания
задачам организации протекающих в нём производств. и бытовых процессов.
Опираясь на досяятижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции;
группа архитекторов "Баухауза" - В. Гропиус, X. Мейер, ранний Л. Мис ван
дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности
в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической
основе здания и его функцион. организации (см. Функционализм). В 1930-х
гг. функционализм, распространившийся в А. всех капиталистич. стран, во
мн. случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий,
служа апологии бурж. прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых
странах как символ политич. и культурного господства Запада, подчас причудливо
сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й
мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно
монументальные формы, лишённые свойственных классике гумани-стич. начал,
использовались для выражения реакц. идеологии (А. фаш. Германии и Италии).
Попыткам функционализма выработать интернац. язык форм, основ. на совр.
технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф.
Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строит. практике характерные
особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для к-рых
создаётся здание; внесоциальный характер гуманистич. тенденций "органической
архитектуры" породил её индивидуалистич. крайности.


В послевоен. годы принципы
функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных
традиций: в А. Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии
(арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами




Современная зарубежная архитектура.
Сверху вниз: жилой комплекс Хук-ван-Холланд в Роттердаме (1926 - 27, архитектор
Я. И. П. Ауд), разрез н план; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956-59, архитектор
Ф. Л. Райт), разрез; павильон гражданской инженерии ("железобетонная стрела")
на Всемирной выставке в Брюсселе (1958, инженер А. Падюар, архитектор Ж.
ван Дорселар), разрез; жилой дом в Японии, план.


нац. своеобразия. Эта тенденция
противостояла претензиям на междунар. лидерство, к-рые были заявлены А.
США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космопо-


литич. универсальную концепцию,
основанную на приведении А. к простоте элементарных геом. тел и нерасчленённых
пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий
и назначения построек лежит и в основе амер. неоклассицизма 1960-х гг.,
сочетающего совр. технич. средства с симметрией композиций и салонной красивостью
деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий
чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой
поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Мн. крупные
проектные фирмы, не придерживаясь определ. направления, стремятся следовать
за модой.


В европейской А. кон. 50-60-х
гг. иррационалистич., субъективно-произвольные формы возникли как протест
против бурж. самодовольства, как отражение конфликта между личностью и
обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована
буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смит-сон, Великобритания).
Совр. возможности строит. техники, создающей сложные пространств. формы
железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции),
получили художеств. осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы
в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных
выставках. Всё большее внимание бурж. политики уделяют идеологич. воздействию
А. на массы. Демократич. архитектурно-художеств. тенденции оттесняются
капиталистической конкуренцией и давлением офиц. идеологии.


Сложен характер архит. процесса
в молодых независимых гос-вах Азии и Африки, где стремление создать самобытную
А., стоящую на уровне совр. требований, сталкивается с чисто националистич.
тенденциями и влиянием А. крупных ка-питалистич. стран. Большую помощь
ряду гос-в (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают сов. архитекторы.


В социалистич. обществе А.
впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его
растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. СССР и др. социалистич.
стран решаются на основе планового развития нар. х-ва. Реальной стала возможность
закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё
насел. мест. Потребности социалистич. общества определили гл. направления
поисков сов. А. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и обществ. здания
новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры,
рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома
с обобществл. бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная
организация внутр. пространства здания определяла группировку его объёмов.
Приобрёл художеств. значимость принцип ясного выражения социальной роли
постройки и её структуры. В создании сов. А. 20 - нач. 30-х гг. участвовали
разл. творч. группы: "конструктивисты" с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом
во главе (см. ОСА)," рационалисты "(К .С. Мельников, Н. А. Ладовский и
др.; см. Аснова), зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский,
И. А. Фомин и др.). Эти группы шли разными проф.




Советская архитектура. Вверху
<-Днепровская
гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (1927-1932, инженер И<.Г. Александров,
архитекторы В. А. Веснин, Н. Д. Колли, Г. М. Орлов, С. Г<. Андриевский),
разрез, план. Внизу <- Дворец культуры автозавода им. И.< А.
Лихачёва (1930-34, архитекторы братья Веснины), план.


путями, но были едины в своём
стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед А. Индустриализация
страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных пром.
комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре,
Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда
(арх. П. А. Алёшин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались
основы совр. микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во
2-й пол. 30-х гг. использование традиц. конструкций в массовом стр-ве привело
к врем. отходу от новаторских приёмов, формообразования и обращению к архит.
традициям прошлого. В А. возникли тенденции парадности, подчас идущие в
ущерб решению совр. социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием
принципиально важных градостроит. идей, осознанием города как целостной
пространств. системы (подробнее см. Градостроительство). Его достижениями
были ген. планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40). Широкое
развитие получило стр-во адм., трансп., культурно-бытовых, санаторно-курортных
и др. общественных сооружений; строились Моск. метрополитен (арх. А. Н.
Душкин, И. А. Фомин и др.), канал МоскЯва - Волга, Всесоюзная с.-х. выставка
в Москве, крупные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные
задачи восстановления разрушенных насел. мест и их реконструкции. В структуру
многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли
ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и др. городов. Глубокая творч.
перестройка сов. А. во 2-й пол. 1950-х гг., направленная на преодоление
ложной парадности и архаич. форм, открыла широкие новые возможности решения
социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустр. стр-ва было
связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие
первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов
стр-ва (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами
пространств. композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями
различной этажности, обогащающая силуэт новых р-нов и их пространств. организацию,
позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в р-не Химки-Ховрино
в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в р-не Жирмунай в Вильнюсе,
арх. 13. Б. Касперавичене и др.). В стр-ве обществ, зданий широко используется
передовая техника, позволяющая развернуть системы величеств, пространств,
создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным
построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх.
М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх. А. М. Милецкий, Е. М.
Бильский; Дворец иск-в в Ташкенте, арх. В. В. Березин и др.; моск. аэровокзал
в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного стр-ва послужили
для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для
отдыха, среди к-рых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский
и др.). Большие успехи достигнуты в области пром. стр-ва и в А. гидротехнич.
сооружений. К крупнейшим градостроит. начинаниям, связанным с развитием
существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх.
М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского о. в Ленинграде
(арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), стр-во мемориального
центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.).


Вильнюс. Жилой район Жирмунай.
Микрорайон № 18. 1968. Архитекторы Б. Б. Касперавичене, Б. Л. Круминис,
инженеры В. В. Зубрус, Ш. И. Любецкис. План: 1 - пятиэтажные дома; 2 -
девятиэтажные дома; 3 - блоки первичного обслуживания; 4 - детские сады-ясли;
5 - магазины; 6 - школа; 7 - общественно-торговый центр микрорайона. (Пунктиром
обозначен берег р. Нярис.)




Задачу выражения в А. нового
обществ. содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы
и др. социалистич. стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие
во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются мн.
старые города (София, Бухарест, Братислава и др.) и создаются новые (Дунауйварош,
Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисл. жилые массивы для
трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе
с тем многообразная А. социалистич. общества. Возрастающая роль искусств.
среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художественные
задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые
материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов.


Илл. см. в тексте и на вклейке,
табл. XXVII-XXX.


Лит ..'Айзенберг И. П., Рабинович
В. И., Некоторые вопросы строительства и архитектуры в произведениях К.
Маркса, ф. Энгельса и В. И. Ленина, М., 1957; Ал патов М. В., Аркин Д.
Е., Врунов Н. И., История архитектуры в избранных отрывках, М., 1935; Брунов
Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 1-2, М.-Л., 1935-37; Шуази О.,
История архитектуры, пер. с франц., т. 1-2, М., 1935-1937; Кон-Винер Э.,
История стилей изобразительных искусств, пер. с нем., М., 1936; Аркин Д.
Е., Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 1-2,
М., 1944 - 49; т. 3-8, М., 1966-69; Всеобщая история искусств, т. 1-6,
М., 1956-66; Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1-2, М., 1958-63;
Гочар И., От пирамид к панелям, пер. с чешек., М., 1962; История русского
искусства, т. 1 - 13, М., 1953-69; История русской архитектуры, 2 изд.,
М., 1956; История советской архитектуры, 1917 - 1958, М., 1962; Советская
архитектура (1917 - 1967). Альбом, М., 1967; Журавлев А. М., Хан-Магомедов
С. О., Советская архитектура, М., 1968; Аркан Д., Архитектура современного
Запада, М., 1932; Уиттик А., Европейская архитектура XX века, пер. с англ.,
т- 1-2,М., 1960-64; Рагон М., О современной архитектуре, сокращ. пер. с
франц., М., 1963; Келлер Б. Б., Xан - Магомедов С. О., Современная архитектура
капиталистических стран, М., 1966; Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер.
с нем.,СПБ, 1913; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры,
М., [1924]; Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А., Элементы архитектурно-пространственной
композиции, М.- Л., 1934; Бринкман А. Э., Пластика и пространство как основные
формы художественного выражения, пер. с нем., М., 1935; Альберти Л. Б.,
Десять книг о зодчестве, пер. [с итал.], т. 1 - 2, М., [1935]-37; Витрувий,
Десять книг об архитектуре, пер. [с итал.], М., 1936, [1938]; Виолле ле
Дюк, Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л., 1937-38; Барбаро
Д., Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия, пер. с итал.,
М., [1938];


Палладио А., Четыре книги
об архитектуре, пер. с итал., М., 1936, 2 изд., 1938; Виньола Дж. Б., Правило
пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.], М., 1939; Михайловский И. Б.,
Теория классических архитектурных форм, М., 1937, 3 изд., 1944; Нерви П.
Л., Строить правильно, М., 1956; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960;
Очерки теории архитектурной композиции, М.,1960;Райт Ф. Л., Будущее архитектуры,
пер. с англ., М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М.,
1961; Иконников А. В., Степанов Г. П., Эстетика социалистического города,
М., 1963; Казаринова В. И., Взаимосвязь архитектуры и строительной техники,
М., 1964; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Wasmuths Lexikon
der Baukunst, Bd 1-5, В., 1929-37; Fletcher В.,A history of architecture
on the comparative method. For students craftsmen a amateurs, l4 ed.. L.,
1948; Major M., Geschichte der Architek-tur, Bd 1-3, В., 1957-60; Pevsner
N..


An outline of European architecture,
6 jubil. ed., Harmondsworth (Middl.), 1960; Z e-vi В., Storia dell'architettura
moderna, 3 ed., Torino, 1955; Hitchcock H. R., Architecture: nineteerth
and twentieth centuries, Harmondsworth [a. o.], 1958; Jоedicke J., Geschichte
der modernen Architektur, Teufen (Schweiz), 1958; Richards J. M., An introduction
to modern architecture, Harmondsworth, 1959; Pevsner N.. Pioneers of modern
design, Harmondsworth, 1960; Kidder Smith G. E., The new architecture of
Europe, N. Y., 1961; Encyclopaedia of modern architecture, L., 1963; Sсhmidt
H., Beitrage zur Architektur 1924-1964, В., 1965; Semper G., Der Stil in
den technischen und tektonischen Kiinsten oder praktische Aesthetik, Bd
1-2, Munch., 1869;


Lе Соrbisier L., Oeuvre complete,
v. 1 - 7, Z., 1930-66; Веr1age H. P., Grundlagen und Entwicklung der Architektur,
В., 1908; Lods M., L'esthetique des constructions modernes, P., [1945];
Robertson H., The principles of architecture composition, L., 1948; Hundut
J., Architecture and the spirit of man, Cambr. (Mass.), 1949; A11sорр


В., Art and the nature of
architecture, L., 1952; Gutton A., Conversations sur 1'architecture, P.,
1952; Hamlin T. (ed.). Forms and functions of twentieth century architecture,
v. 1 - 4, N. Y., 1952; Lurсat A., Formes, composition et lois d'harmonie,
v. 1-5, P., 1953-57; Gropius W., Scope of total architecture, N . Y., 1955,
N. Y., 1966;Brinkmann A. E., Baukunst. Die kunstlerischen Werte im Werk
des Architekten, Tubingen, 1956; Banham R., Theory and design in the first
machine age, L., 1960; Johansen S., Kunst und Umwelt, Dresd., 1962; Кuhn
I., Stretnutie s architekturou, Bratislawa, 1962; Giediоn S., Space, time
and architecture, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1963; Muschenheim W., Elements
of the art of architecture, N.Y. .1964. А. В. Иконников,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я