АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система
подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О
подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование
и Инженерно-строительные институты.)
Профессия архитектора - одна
из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и
доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах
писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались
из поколения в поколение. В Др. Греции (5-2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов
осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров.
О содержании А. о. в последние века до н. э. можно судить по классич. труду
рим. арх. Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я пол. 1 в. до н. э.).
А. о. включало не только знания в области стройматериалов, строительного
дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории,
философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки
архитекторов стали создаваться спец. архит. школы. Опыт А. о. в Римской
империи был воспринят Византией и др. странами Бл. Востока, где решались
уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В ср. века
подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах
Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась
преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней
странах Европы цеховая система А. о. получила новое качественное развитие.
Крупнейший итал. теоретик иск-ва Альберти в "Десяти книгах о зодчестве"
характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего
в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали
для обучения к определённому мастеру, под руководством к-рого он изучал
архит. иск-во, классич. памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал
способами их обработки, знаниями в области математики и др. наук. Многие
выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело
и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё А. о., участвуя
в раскопках и изучая древние памятники.
В 17-18 вв. в Италии, Франции
и затем в ряде других гос-в Европы были открыты академии изящных иск-в,
в к-рых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671
во Франции основана спец. Королевская академия архитектуры). В академич.
мастерских будущие зодчие проходили практич. обучение каждый у своего мастера
архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы
архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.
В сер. 19 в. во Франции,
Германии, России и нек-рых др. странах появились высшие технич. школы,
в т. ч. инженерно-строительные, в к-рых стали готовить, в частности, и
инженеров архит. профиля. Это привело к разделению профессии архитектора
на две - архитектора-художника -для сооружения монументальных зданий и
инженера-архитектора, или гражданского инженера,- для постройки утилитарных
зданий. Разделение архит. школы на художественную и техническую в ряде
зап. стран (напр., в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас.
Архитекторы, кончающие художеств. школы, обязаны сдавать гос. технич. экзамены
для получения прав строителя, что удлиняет срок А. о. иногда до 8-10 лет.
Истоки А. о. в России восходят
к периоду образования др.-рус. гос-ва (10 в.). В древности артели строителей
воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было
организовано обучение мастеров кам. дел под контролем гос-ва в Приказе
кам. дел. Пётр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в др. страны
Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве
неск. частных проф. школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося
арх. Д. В. У. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх
знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств (см.
Академии художественные) во главе с А. Ф. Кокориновым; из стен Академии
вышли выдающиеся рус. зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в
конце 18 в. архит. уч-ще при Экспедиции кремлёвского строения в Москве.
С 1866 Уч-ще живописи и ваяния (осн. в Москве в 1846) начало подготовку
архитекторов и получило название Уч-ща живописи, ваяния и зодчества (существовало
до 1918). В сер. 19 в. в Петербурге был открыт Ин-т гражд. инженеров для
подготовки специалистов-строителей, в т. ч. архитекторов (в их подготовке
преобладали технич. науки).
После Великой Окт. социалистич.
революции в основу системы А. о. был положен принцип объединения художественного
и технич. обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным
В. И. Лениным (19 нояб. 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища
живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские
(Вхутемас), в т. ч. и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в
Высший художественно-технич. ин-т (Вхутеин), где на архит. ф-те была введена
специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по
декоративно-пространств. архитектуре. В 1930 на основе архит. ф-та Вхутеина
и такого же ф-та, организованного в 1916 при Моск. высшем технич. уч-ще,
был создан Высший архитек-турно-строит. ин-т, с 1933 - Московский архитектурный
институт, к-рый стал центром А. о. в стране.
За годы Сов. власти создана
сеть архитектурных ф-тов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных,
художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось ок. 40 таких ф-тов
и отделений, в т. ч. в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону,
Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси,
Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.
Система сов. А. о. строится
с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору совр. уровнем развития
архитектуры как науки и иск-ва и практикой совр. строительства. Подготовку
архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражд. стр-во, пром.
стр-во, градостроительство (планировка насел, мест), озеленение, интерьер
и внутр. оборудование зданий, с.-х. стр-во. Из общего срока обучения (5
лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике,
строит. механике, строит. произ-ву, стройматериалам, по истории архитектуры
и иск-ва, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится
специализация. Ведущий предмет - курс архит. проектирования - творческая
комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести проф.
опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с
тем, что в совр. стр-ве всё большее применение получают новые стройматериалы,
широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных
элементов, значительно усилилась технич. подготовка будущих архитекторов,
возросла потребность и в техниках-архитекторах. Их готовят архитектурно-строит.
и строит. техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишинёве (по
дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях
4 года, на вечерних - 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо
общеобразоват. предметов, технологию строит. произ-ва, архит. конструкции,
основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных
работ и др.
В 50-60-х гг. в связи с реконструкцией
и строительством городов, ростом гор. населения и общим повышением требований
к жилищным условиям А. о. получило широкое развитие в большинстве стран.
Св. 10 крупных архит. школ .в виде ф-тов университетов имеется во Франции
(Париж, Лион, Марсель и др.)
и в Италии (Рим, Милан, Венеция,
Флоренция, Неаполь и др.), более 20-в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем,
Портсмут, Манчестер и др.), ок. 70-в США (многие из них не гос., а частные).
Архит. школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине.
Общепризнанным центром А. о. в Зап. Европе является Париж.
Особенно интенсивно развивается
А. о. в социалистич. странах, где постоянно растёт потребность нар. х-ва
в зодчих. Несколько крупных архит. школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии
(Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии
(в столицах). Созданы архит. школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся
странах - Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.
И. С. Николаев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я