АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч.
asketes - упражняющийся в чём-либо: отшельник, монах), ограничение и подавление
чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения
религиозных или этич. целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности
(готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определ. социальных
целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался
суровыми условиями существования), напр. в инициациях. Значит. развития
А. достиг в вост. религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древнеиудейские
секты-терапевты, ессеи), в религ.-филос. течениях Древней Греции (орфики,
пифагорейцы). Мотивация А. в различных религ.-филос. учениях различна.
Так, А. киников определялся их идеей свободы от потребностей и обществ.
связей; в дуалистич. религ. учениях, рассматривающих тело и материальность
как "темницу души", А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение
от неё (особенно в манихействе). В сущности же, в антагонистич. обществе
религ. А. имеет классовый смысл. Возведение церковью А. в принцип добродетели
уводит иар. массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет
в их глазах значение собственности, к-рой обладают господств. классы в
эксплуататорском обществе.


Наиболее частые формы А.:
отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. В эпоху первоначального
накопления капитала бурж. религии отвергали А. (в первую очередь как "отрешение
от мира"), в протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется
т. н. мирской А., "...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости"
(Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378).
Совершенно другим по социальному смыслу был А. плебейский и пролетарский,
к-рый "... мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную
окраску, и в новейшее время на начальной стадии каждого пролетарского движения"
(там же, с. 377),- этот А. являлся протестом против эксплуататорского строя.
Проповедь А. идеологами ранних революц. крест. движений была связана с
требованием имущественного равенства, с борьбой против роскоши господств.
классов. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат
постепенно освобождается от религ.-аскетич. идеологии; плебейско-пролетарский
А., поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобурж. идеологию
и поддерживается гл. обр. в сектантстве. Проповедь А.,< к-рая ведётся
сектантскими элементами в революц. движении нек-рых стран, отличающихся
особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистич.
морали. Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму
в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика
отвергает попытки умалить ценность земной жизни, игнорировать задачи достижения
полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на
базе социализма и коммунизма. Коммунистич. идеологии, ставящей целью всестороннее
и гармоничное развитие человека, А. глубоко чужд.


В. Павлов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я