АССОЦИАЦИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА УКРАИНЫ
(Асоцiацiя революцiйного мистецтва Украiни, АРМУ;
осн. в 1925), во 2-й пол. 1920-х гг. самое многочисленное объединение укр.
сов. художников различных направлений. Имела филиалы и студии во многих
городах УССР, где устраивала ряд выставок. Также организовала республиканскую
выставку (Харьков, 1927) и выставку "Гравюра и рисунок" (Киев, 1928), в
к-рой участвовали художники РСФСР, БССР, Закавказья. В стремлении повысить
уровень укр. художеств. культуры и создать нац. самобытное иск-во, формирующее
общественно-бытовую среду, АРМУ провозгласила равноценность изобразит.
и т. н. производственного искусства. Выступления АРМУ против натурализма
приняли форму активной борьбы с влиянием АХРР. После выхода из ассоциации
художников, ориентировавшихся на отечеств. традиции реализма 19 в. (М.
А. Шаронов) и на совр. зап.-европ. иск-во (Л. Ю. Крамаренко, В. Н. Пальмов,
А. И. Таран) и основавших ОСМУ (Об'еднання сучасних митцiв Украiни, 1927-31),
ведущее положение в АРМУ целиком заняли ученики и последователи М. Л. Бойчука
(И. И. Врона, С. А. Налепин-ская-Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Сед-ляр)
и близкие к ним по воззрениям художники (А. М. Довгаль, Е. Б. Сах-новская).
Их понимание нац. своеобразия иск-ва, возвышение монументального иск-ва
в ущерб станковому легли в основу творч. установок АРМУ. В 1929 В. И. Касиян,
нек-рые молодые "бойчу-кисты" (Н. А. Рокицкий, Е. В. Холостен-ко) и др.
вышли из АРМУ и основали объединение "Жовтень" ("Октябрь"), а в 1930 группа
художников "Жовтня" и часть членов АРМУ объединились в ВУАПХ (Всеукраiнська
асоцiацiя про-летарьских художникiв), после чего АРМУ до её ликвидации
в 1932 существовала лишь формально.
Лит.: 1сторiя украiнського
мистецтва, т. 5, К., 1967, с. 17-19, 23, 29-30;. Афанасьев В. А., Становлення
соцiалiстично-го реалiзму в украiнському образотворчому мистецтвi, К.,
1967.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я