АТЕИЗМ
(франц. atheisme,
от греч. а - отрицат. частица и theos - бог; букв.- безбожие), отрицание
существования бога, к.-л. сверхъестеств. существ и сил и связанное с этим
отрицание религии. Содержание понятия "А." изменялось на протяжении истории
и было тесно связано с характером религ. учений, к-рые господствовали в
различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религ.
вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религ. догм, осуждение
религ. нетерпимости, критика церк. обрядов и т. п.), к-рые могут близко
соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию.
Составными частями А. являются филос., ист. и естественно-науч. критика
религии.
А. в древности в чистом виде
встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Др. Риме). Чаще
можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами
называли людей, отрицавших богов нар. верований (Секст Эмпирик упоминал
5 наиболее известных атеистов древности: Протагора Косского, Эвгемера Критского,Протагора
из Абдеры, Диагора Мелосско-го, Феодора Киренейского). Ксенофан, критикуя
антропоморфизм богов греч. нар. религии, к-рым он противопоставил некое
единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов
по своему образу и подобию. Зарождаются различные концепции происхождения
религии: возводимая к Демокриту идея о возникновении веры в боговиз страха
перед грозными силами природы; приписываемый афинскому тирану Критию взгляд
на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и
др.
В эпоху средневековья открытый
А. не встречается и можно проследить лишь тенденции антиклерикализма и
свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у
Ибн Рушда и Ибн Сины, в легенде о "трёх обманщиках" (Моисее, Иисусе и Мухаммеде)
и т. п.
Становление капиталистич.
способа производства требовало развития науки, что привело к её столкновению
с церковью и религ. догматикой. "...Наука восстала против церкви; буржуазия
нуждалась в науке и приняла участие в зтом восстании" (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления
гуманистов эпохи Возрождения П. Помсюнацци, Л. Валла, У. фон Гут-тена,
Эразма Роттердамского, работы Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.,
обосновывавшие гелиоцентрич. картину мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве
духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности
бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму
(Дж. Бруно, Л. Ванини, Б. Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Ньютон),
скептич. рационализму в вопросах религии (М. Монтень, П. Бейль, Вольтер).
Франц. материалисты 18 в.
(Ж. Мелье, П. Гольбах, Ж. Нежон, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, С.
Маре-шаль) выступают как представители по-следоват. А., "бойкой, живой,
талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину
публицистики..." (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 26).
Ограниченность франц. атеистов 18 в. связана с их анти-историч. подходом
к религии и непониманием её обществ. природы: видя в ней только продукт
обмана и невежества, они боролись за освобождение от религ. предрассудков
путём просвещения масс, распространения знаний. Выдающимся представителем
А. в 19 в. был Л. Фейербах, к-рый с позиций антропологич. материализма
подверг критике религию и идеализм ("Сущность христианства", 1841). Ключ
к объяснению религии Фейербах видел в "самоотчуждении" человека, проекции
человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ - богов. Ограниченность
антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в
попытке заменить традиц. религию новой " религией человеколюбия ".
Атеизм в 19 в. связан в значительной
степени с достижениями естественнонаучной мысли. Идейным обоснованием его
служил, в частности, материализм Л. Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а
также эволюционная теория Ч. Дарвина. Опираясь на дарвинизм, Э. Геккель
развил свою концепцию естественнонауч. "монизма" и организовал "Союз монистов"
для борьбы с религ. мировоззрением. С позиций иррационалистич. философии
жизни подверг критике христианство и религию Ф. Ницше (ср. его получившие
известность слова: "бог умер").
В 20 в. иррационалистическая
линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме
(М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). В духе своей концепции психоанализа
с отрицанием религии выступил 3. Фрейд ("Будущность одной иллюзии", 1927,
рус. пер., 1930). С кон. 19 в. возникают бурж. атеистич. союзы, к-рые издают
журналы и альманахи, созывают конгрессы. Нац. об-ва свободомыслящих в различных
странах объединены в наст. время во "Всемирный союз свободомыслящих" (осн.
в 1880 в Брюсселе; 34-й конгресс состоялся в 1963). Примером совр. просветит,
критики христианства являются выступления Б. Рассела ("Почему я не христианин",
1927, рус. пер. 1958).
В России развитие свободомыслия
и А. связано с передовой рус. мыслью 18-19 вв. У истоков его стояли М.
В. Ломоносов и А. Н. Радищев, мировоззрение к-рых складывалось в русле
деизма. Рус. революц. демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский,
Д. И. Писарев непосредственно связывали А. с задачами антикрепостнич. борьбы.
Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах
И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева.
Разработанное К. Марксом
и Ф. Энгельсом материалистич. понимание истории привело к выработке науч.
взглядов на религию как социальное явление. В работе "К критике гегелевской
философии права" Маркс показал недостаточность сведения религии к ложным
взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе,
рассматривая религию как реализацию объективной обществ. потребности в
иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, "религиозное
убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества
и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой
твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных
порядков. Религия есть опиум народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 1, с. 415). Превратная социальная действительность порождает превратные
представления, упразднение к-рых связано с осуществлением глубочайших преобразований
реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда "...
отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных
и разумных связях их между собой и с природой" (Маркс К., там же, т. 23,
с. 90).Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема
преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-историч.
условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов,
к-рые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков.
Развивая учение Маркса и
Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономия., историч.
и гносео-логич. корнях религии, требуя "... материалистически объяснить
источник веры и религии у масс" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 418).
Отмечая земное происхождение религии, как одного из видов "духовного гнета"
(см. там же, т. 12, с. 142), Ленин пишет, что "кроме фантазии в религии
крайне важно Gemuth (чувство. - Ред.), практическая сторона, поиски лучшего,
защиты, помощи etc" (там же, т. 29, с. 53). Большую роль в распространении
и развитии научного А. сыграли Г. В. Плеханов, А- Бебель, П. Лафарг, И.
Дицген и др. марксисты.
После победы Великой Окт.
социали-стич. революции и массового отхода верующих от религии Сов. Союз
стал первой в мире страной массового А., где право атеистич. пропаганды
закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февр. 1918 об отделении
церкви от государства и школы от церкви положил начало дей-ствит. осуществлению
свободы совести. Освобождение от религ. предрассудков является составной
частью коммунистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех
этапах социалистич. строительства.
В СССР было создано добровольное
об-во "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистич.
издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист"
(1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистич. журналы
"Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965).
В университетах, пед., мед., с.-х., культурно-просветит. высших и средних
спец. уч. заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка
кадров пропагандистов атеизма на спец. атеистич. ф-тах вечерних ун-тов
марксизма-ленинизма, в кружках и т. п. В составе Академии обществ. наук
при ЦК КПСС создан в 1964 спец. Ин-т науч. атеизма. Совр. этап коммунистич.
строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием.
Широкое распространение получили конкретные социологич. исследования религиозности,
способствующие выяснению специфич. причин существования религ. предрассудков
в условиях социализма и разработке реальных путей их преодоления. Ход обществ.
прогресса свидетельствует о том, что несмотря на силу религ. традиций процесс
секуляризации ныне охватывает самые различные слои населения мн. стран
мира, создавая прочные предпосылки для развития атеистич. мировоззрения.
Происходящие в мире коренные изменения, как и известная эволюция социальной
доктрины христианства, создали предпосылки для реального сотрудничества
верующих и неверующих в их совместной социальной борьбе. Лит.: Маркс К.
и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М.,
1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии
и церкви, М., 1968; М а у т н е р Ф., Атеизм в эпоху Великой Французской
революции, пер. с нем., Л.- М., 1924; В о р о н и ц ы н И. П., История
атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; К а ж д а н А. П., Религия и атеизм в древнем
мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959;
Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; К л и б а-нов
А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв.,
М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; КрывелевИ. А., Маркс и Энгельс
о религии, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965;
Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История
свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов А. Д., Философские проблемы
происхождения религии, М., 1967; Mauthner F г., Der Atheismus und seine
Geschichte im Abendlande, Bd 1-4, Stuttg.- В., 1920-23; Robert-s о n J.
M., A history of the free thought, ancient and modern..., v. 1-2, 4 ed.,
L., 1936; Borne E., Atheism, N. Y., 1961; L i 1 j e H., Atheism, humanism
and Christianity, Augsburg, 1964; Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965;
L e у Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd 1-2, В., 1966-67.
Ю. Б. Пищик.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я