АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
систематич.
формирование научно-мате-риалистич. мировоззрения в условиях, когда религия
существует как одна из форм общественного сознания. А. в.- составная часть
коммунистического воспитания. Исходя из решающей роли объективных факторов
(изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистич.
общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм
в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания,
в т. ч. атеистич. пропаганде. В СССР и др. социалистич. странах гарантированная
конституциями свобода совести предполагает свободу вероисповедания и свободу
атеистич. пропаганды. Осн. содержание атеистич. пропаганды составляет распространение
науч. знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения
и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости
с коммунистической идеологией. Победа социализма подрывает социальные корни
религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного
процесса освобождения населения от религ. пережитков. Задачи А. в. на совр.
этапе развития СССР сформулированы в Программе КПСС, принятой 22-м съездом
партии (1961): "Партия использует средства идейного воздействия для воспитания
людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления
религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо
систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо
разъяснять несостоятельность религиозных верований..." (1961,< с.
121-22).
А. в. детей начинается с
дошкольного возраста в семьях, где взрослые - атеисты, а также в детских
садах. А.в. школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук,
когда закладывается фундамент последовательного материалистич. мировоззрения,
так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно
разъяснять учащимся антинауч. и реакц. сущность религии в формах, доступных
детям соответствующих возрастов. Важные предпосылки успеха А. в.- связь
уч. и воспитат. работы с жизнью, умелое удовлетворение духовных запросов
уч-ся, правильная организация их досуга. А. в. продолжается в процессе
обучения в ср. спец. уч. заведениях и вузах, на занятиях в. кружках политич.
просвещения и т. д.
Идеологич. средства, формы
и методы А. в. призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека.
Распространение атеистич. знаний и материалистич. мировоззрения среди населения
осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств
идейно-эмоционального воздействия художеств. лит-ры и всех видов иск-ва
(особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности
(напр., при регистрации брака), вытесняющей религию из быта.
Науч. организация А. в. строится
на основе всестороннего анализа религиозности в конкретных условиях, тенденций
развития обществ. сознания (в особенности обществ. психологии), специфич.
условий труда, повседневной жизни и быта различных категорий населения
с учётом уровня образования, возраста, пола, отношения к труду, социальной
действительности в целом. Важной проблемой А. в. является соблюдение правильного
соотношения критич. и позитивного аспектов в работе с различными категориями
населения (дети, молодёжь, воспитанная в религ. семьях; верующие, слепо
следующие традициям, люди, обратившиеся к религии под влиянием глубоких
личных эмоционально-нравств. потрясений, и др.).
В системе А. в. особое место
занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать
на человека, учитывая в макс. степени обстоятельства его личной жизни,
повседневного практич. поведения, в к-ром часто причудливо и противоречиво
сочетаются исходные религ. установки и реалистич. отношение к окружающей
действительности. Внимание к внутр. миру верующих, учёт их индивидуальных
эмоционально-психологич. особенностей, своеобразия мотивации религиозности
представителями различных направлений - необходимые условия успеха индивидуальной
работы с верующими. А. в. должно помочь верующему осознать внутр. противоречивость,
непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение
диалектико-материалистич. взгляда на действительность. Гл. метод воздействия
в А. в.- убеждение, основанное на пропаганде науч. знаний.
Социально-нравств. проблемы
- смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека - в совр. условиях
занимают значит. место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из
важнейших элементов А. в. становится научная популяризация позитивного
решения этих проблем марксистско-ленинской философией.
В условиях капиталистич.
общества А. в. населения встречает ожесточённое сопротивление церк. орг-ций,
а в нек-рых странах (напр., в Испании, Португалии) и открытое противодействие
гос. аппарата. См. также Атеизм.
Лит.: Л е н и н В. И., О
значении воинствующего материализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; Крупская
Н. К., Вопросы атеистического воспитания, Сб. ст., 2 изд., М., 1964; О
религии и церкви. Сборник документов, М., 1965; Вопросы научного атеизма,
в. 4. Победа научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет, М.,
1967; Индивидуальная работа с верующими, М., 1967; Конкретно-социологическое
изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, М.,
1969; Евдокимов В.И., Научная организация атеистического воспитания, М.,
1968; Летошко Л. М., Обзор научно-атеистической литературы, Л., 1966-69;
Виноградов А. И., Методом убеждения, М., 1965; Настольная книга атеиста,
М., 1968.
В. С. Глаголев, В. И. Евдокимов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я