АХУНДОВ
Мирза Фатали
[30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Нуха,-26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский
писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азерб. драматургии.
Получил духовное образование. Владел рус., араб. и перс. языками. А. служил
в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика
(1834- 1861); преподавал перс. и тюркский языки в Тифлисском уездном училище.
В 30-х гг. началась лит. деятельность А., направленная против отсталости
и религ. догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих лит.-критич.
статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и ре-лигиозно-мистич.
поэзию, разрабатывал принципы реалистич. идейного иск-ва, пропагандировал
новые лит. жанры. Первое значит. произв.- элегич. поэма "На смерть Пушкина"
(1837). Поэма была переведена на рус. яз. и опубл. в журн. "Московский
наблюдатель" (1837).
Лит. талант А. с особенной
силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в к-рых
нашла реалистич. отражение жизнь Азербайджана 1-й пол. 19 в.: "Мусье Жордан,
ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850; первая пост. на
рус. сцене в пер. автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), "Молла Ибрагим
Халил, алхимик, обладатель философского камня" (1850), "Везир ленкоранского
ханства" (1850; пост. в первом азерб. театре, 1873, Баку), "Медведь, победитель
разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Хаджи Кара", 1852), "Правозаступники
в городе Тебризе"("Восточные адвокаты", 1855). В сатирич. повести "Обманутые
звёзды"(1857) А.изобразил распад феод.-патриарх. отношений.
Мировоззрение А. складывалось
под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также рус.
философии и идей франц. материалистов 18 в. В своём филос. трактате "Три
письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...",
статье "Ответ философу Юму" и др. А. развивал материалистич. идеи, отвергал
бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению
природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистич. сенсуализма,
однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней
познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав
женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильств. свержения угнетателей.
Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных
от религиозных верований. Большое значение придавал эстетич. воспитанию
подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал
целесообразность замены араб. алфавита латинским; выступал за подготовку
азерб. учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие лит-ры
и обществ. мысли азерб. народа и народов Бл. Востока. Филос. соч. А. впервые
появились на рус. яз. в переводе автора в 1853, позднее переводились на
перс., англ., франц., немецкий и на многие яз. народов СССР.
Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы,
1949 - 1955; в рус. пер.- Избранное, М., 1956; Избр. философские произв.,
М., 1962.
Лит.: Джафаров Дж., М. Ф.
Ахундов, Критико-биографическпй очерк, М-, 1962; Рафили М., Ахундов, М.,
1959; М а м е д о в Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова. М., 1962; Р з
а е в А. К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968; Tarbijes Н.,
Ахундов. Библио-графщя (1837 - 1957), Бакы, 1960; Л е р-м а н А. Н., Мирза
Фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837 - 1962 гг., Баку,
1962. А. А. Шариф.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я