АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛА И
<МОМЕНТ, величины, характеризующие воздействие газообразной
среды на движущееся в ней тело (напр., на самолёт). Силы давления и трения,
действующие на поверхности тела, могут быть приведены к равнодействующей
R этих сил, наз. аэродинамич. силой, и к паре сил с моментом М, наз. аэродинамич.
моментом. Аэродинамич. силу раскладывают на составляющие в прямоугольной
системе координат (рис. 1), связанной либо с вектором скорости тела v (поточная,
или скоростная, система координат), либо с самим телом (связанная система).
Рис. 1. Разложение аэродинамической
силы на составляющие в поточной системе координат X, Y, Z и в связанной
системе Т, N, Z; ось Z на рис. не изображена, она перпендикулярна плоскости
чертежа.
В поточной системе сила,
направленная по оси потока в сторону, противоположную направлению движения
тела, наз. аэродинамическим сопротивлением X, перпендикулярная ей и лежащая
в вертикальной плоскости - подъёмной силой У, а перпендикулярная к ним
обеим - боковой силой Z. В связанной системе координат аналогом первых
двух сил являются тангенциальная Т и нормальная N силы.
Аэродинамич. момент играет
Рис. 2. Проекции аэродинамического
стремятся повернуть тело
Ю. А. Рыжов.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
важную роль в аэродинамич. расчёте летательных аппаратов, определяя их
устойчивость и управляемость, и представляется обычно в виде трёх составляющих
- проекций на оси координат, связанных с телом (рис. 2): М
мо мента на оси координат: М
соответственно от оси у к оси z, от оси z к оси x, от оси x к оси y. А.
с. и м. зависят от формы и размеров тела, скорости его поступат. движения
и ориентации к направлению скорости, свойств и состояния среды, в к-рой
происходит движение, а в нек-рых случаях и от угловых скоростей вращения
и от ускорения движения тела. Определение А. с. и м. для тел различной
формы и при всевозможных режимах полёта является одной из гл. задач аэродинамики
и аэродинамич. эксперимента. См. также Аэродинамические коэффициенты.