АЭРОПОРТ
(от аэро...
и порт), транспортное предприятие, обеспечивающее регулярные перевозки
пассажиров, грузов и почты средствами воздушного транспорта. В СССР А.
гражд. авиации подразделяются на международные, союзные и местного значения.
В зависимости от оборудования и объёма авиатранспортных перевозок А. делятся
на классы. Наиболее крупные А. наз. внеклассными, самые малые - неклассифицированными.
С ростом протяжённости возд.
трасс и освоением новых типов самолётов повышаются требования к оборудованию
и оснащению А. Совр. А. представляет собой сложный комплекс инж. сооружений
и технич. средств, для размещения к-рого требуется территория, измеряемая
в отд. случаях тысячами гектаров (напр., московский А. Домодедово, нью-йоркский
аэропорт Кеннеди) (рис.). При выборе месторасположения А. учитываются удобства
и быстрота сообщения с городом, возможность отчуждения вблизи города значит.
земельных площадей и перспективного развития А., пригодность рельефа, грунтовые
и гидрогеол. условия, высотные препятствия вблизи А. и на возд. подходах
и др. Важнейший элемент А.- аэродром, включающий лётное поле, на к-ром
располагаются лётные полосы, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов,
концевые и боковые полосы безопасности. Количество лётных полос и их расположение
в плане устанавливается в зависимости от пропускной способности А. и рельефа
местности. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах к-рой
размещаются взлётно-посадочные полосы с искусств. покрытиями (см. Аэродромное
покрытие).
Схема генерального плана
аэропорта Кеннеди (Нью-Йорк. США): / - взлётно-посадочные полосы; 2 - рулёжные
дорожки; 3 - перроны; 4 -международный аэровокзал; 5 - грузог.ые аэровокзалы;
6 - ангары; 7 - привокзальная площадь со стоянкой для автомобилей; 8 -
подъездная автомагистраль; 9 - аэровокзалы отдельных авиакомпаний.
Взлётно-посадочные полосы
соединяются с перронами и местами стоянок самолётов рулёжными дорожками.
Для регулярности полётов и безопасной посадки самолётов лётное поле оборудуют
инструментальной, радиотехнич. системой захода на посадку и сигнальной
системой огней высокой интенсивности. К лётному полю примыкает служебно-технич.
зона. В её состав входят: пассажирский комплекс (аэровокзал, перроны, привокзальная
площадь, гостиница и т. д.), грузовой комплекс (грузовой вокзал с перроном
и двором), здания и сооружения радионавигац. службы, авиатопливоснабжения,
технич. обслуживания самолётов и подсобно-производственного назначения.
В крупных А. возводят неск. аэровокзалов (моск. аэропорты Внуково и Шереметьево,
междунар. аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке и др.). В А. имеется здание управления
возд. движением (командно-диспетчерский пункт), в к-ром размещены диспетчерская,
штурманская, метеослужба и пр. Технич. обслуживание самолётов (предполётное
и послеполётное) проводится на местах стоянок. Т. н. периодич. регламенты
технич. обслуживания выполняются в ангарных корпусах авиационно-технич.
баз (см. Ангар). Заправку самолётов авиатопливом производят самоходными
авиатопливозаправ-щиками или стационарной системой централизованной заправки
самолётов. А. имеет базы механизации и транспорта, технич. и хоз. склады,
различные служебные здания и комплексы инж. сетей и сооружений, обеспечивающих
его водоснабжение, канализацию, тепло-, газо-и электроснабжение. Для работников
А, и их семей сооружается комплекс жилых и культурно-бытовых зданий в виде
отд. посёлка, размещаемого обычно на расстоянии 3-5 км от А.
Превращение А. в сложный
планировочный комплекс, рост территории, занимаемой А., использование различных
видов транспорта для доставки пассажиров в А., наряду с увеличением территорий
совр. городов, выдвинули строительство А. в число общих градостроит. проблем.
Ввиду особых технич. требований и необходимости защиты городов от шума,
А. располагают, как правило, на значительном расстоянии (до нескольких
десятков километров) от границ жилой застройки. Обслуживание А. включают
в общую схему движения транспорта в городе и пригородном районе. Учитывая
перспективу расширения <А., в пригородной зоне резервируют необходимые
территории. Разработка архитектурно-планировочных схем А. предусматривает
наиболее рациональное сочетание зон - лётной, служебной и жилой; при этом
композиц. центром является аэровокзал вместе с др. участками служебной
зоны, непосредственно связанными с обслуживанием пассажиров. Проектирование,
строительство и реконструкцию А. осуществляют на основе спец. технич. условий.
Деятельность А. междунар. линий регламентируется требованиями Междунар.
орг-ции гражд. авиации (ИКАО).
Мит. см. при статьях Аэровокзал,
Аэродром. Л. И. Горецкий, ф, Я. Зайцев, В. Г. Локшин.
Илл. см. на вклейке, табл.
XXXIX.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я