АЭРОСАНИ
сани, передвигающиеся
по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены
в 1908 на моск. фабрике "Дукс". Неск. типов А. было создано А. С. Кузиным
и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915-16 автомобильным заводом Все-росс.
земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана
Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919-32 при участии
видных сов. учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан
ряд типов А. (АНТ - конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС - А. А. Архангельского
и Б. С. Стечкина, НРБ - Н. Р. Бриллинга, БЕКА - Н. Р. Бриллинга ц А.- С.
Кузина), к-рые прошли практич. проверку в испытат. пробегах. Лучшие из
них применялись в нар. х-ве и Советской Армии вплоть до 40-50-х гг. Распространение
получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой
Отечеств. войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные
аэросани НКЛ-16 и боевые - НКЛ-26, спроектированные под рук. Н. М. Андреева
на Моск. глиссерном заводе. В 50-60-х гг. было начато серийное произ-во
А. "Север-2", КА-30 (рис. 1), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова,
и А.-"амфибий" (рис. 2), разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.
А. цельнометаллич. конструкции
имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными
лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с возд. винтом. В А.-"амфибиях"
кузов на лыжах заменён для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что
позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным
рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-"амфибия"
управляются вертик. рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи.
Грузоподъёмность А. и А.-"амфибий" достигает 600 кг, дальность хода до
500 км; при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость
св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А.-"амфи-бия"). В СССР А. и
А.-"амфи6ию" применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной
службы и др. в условиях бездорожья Севера Европ. части и Сибири. За границей
для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске.
Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для
использования в любую погоду и время года.
Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие
аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.
Г. С. Махоткин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я