АЭРОФОТОАППАРАТ
оптико-механический
прибор с элементами автоматики и электроники, предназначенный для получения
с самолёта или др. летательного аппарата аэрофотоснимков (см. Аэроснимок)
земной поверхности. Специфич. условия фотографирования (большое удаление
объектов съёмки, быстрое перемещение и колебания во время съёмки) предъявляют
особые требования к А.,< что предопределяет следующие его отличия
от обычных фотоаппаратов: полная автоматизация работы А., наличие амортизирующей
опорной рамы, значительный формат снимка, быстрота смены кадров. Первый
в мире А. для маршрутной и площадной съёмки с самолёта был изобретён русским
воен. инженером В. Ф. Потте в период 1-й мировой войны 1914-18.
А. по своему назначению разделяются
на топографич. и разведывательные. К первым предъявляются более жёсткие
требования в отношении обеспечения высоких измерит. и изобразит. свойств
снимков. А. могут быть однообъективными и многообъективными, для плановой
съёмки, перспективных и панорамной съёмок. Осн. характеристиками А. являются
фокусное расстояние, формат кадра, минимальное время выдержки (у советских
А. до 1:1000 сек).
Советские А., предназначенные
для топографич. съёмки, имеют фокусные расстояния от 50 до 500 мм (наиболее
применяемые 70, 100, 140, 200 мм), что при принятом в СССР формате кадра
18X18 см соответствует углам поля зрения от 150 до 30°. А. одного и того
же типа используются для чёрно-белой и цветной аэрофотосъёмки.
За рубежом также применяют
А. с разными фокусными расстояниями, начиная с 88 мм. При наиболее распространённом
формате кадра 23X23 см это соответствует углам поля зрения до 125°.
Лит.: Аэрофотооборудование
самолетов, Л., 1948; Евсеев-Сидоров А. И., Зиман Я. Л., Аэрофотосъемка,
М., 1956; Шершень А. И., Аэрофотосъемка, М., 1958; "Тр. Центрального научно-исследовательского
ин-та геодезии, аэросъемки и картографии", 1959, в. 129. <В. Б. Ильин.
<АЭРОФОТОГЕОДЕЗИЯ, то же, что
аэрофототопография.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я