БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ж.-д. линия (протяжённость
прибл. 2400 км), соединяющая Босфор с Персидским зал. В кон. 19 - нач.
20 вв. притязания Германии на строительство и эксплуатацию Б. ж. д., к-рая
должна была проходить по терр. Османской империи (по терр. совр. Турции,
Сирии, Ирака), крайне обострили противоречия между великими державами.
Империалистич. круги Германии стремились взять в свои руки стр-во дороги,
чтобы с помощьюБ. ж. д. поставить под контроль Османскую империю и держать
под ударом англ. позиции в Индии и Египте и рус. позиции на Кавказе и в
Ср. Азии. В 1888 Нем. банк ("Дойче банк") приобрёл от тур. пр-ва первую
концессию на продолжение стр-ва выкупленной им у Турции ж.-д. линии Стамбул
- Измит (построена в 1871) до Ангоры (Анкары). В 1893 тот же банк получил
концессию на продление этой линии от Эскишехира до Коньи. В 1899, после
визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Нем. банка Сименс подписал
предварит. соглашение о концессии на стр-во и эксплуатацию осн. магистрали
Б. ж. д.- от Коньи через Багдад до Персидского зал. В 1903 окончательно
была оформлена концессия, обеспечившая герм. монополистам исключительно
высокую оплату за каждый километр введённой в эксплуатацию дороги (т. н.
километрич. гарантии).
В ответ на приобретение Германией
Багдадской концессии пр-во Англии резко активизировало экспансию в бассейне
Персидского зал. с целью предотвращения выхода к нему Германии. В свою
очередь пр-во России навязало Турции в апр. 1900 секретное соглашение,
обязывавшее последнюю не предоставлять в Сев. и Сев.-Вост. Анатолии каких-либо
ж.-д. концессий третьей державе. Т. о. прорыв Германии к кавказской границе
был предотвращён. Одновременно пр-ва Англии, России и Франции препятствовали
повышению Турцией таможенных пошлин, без чего затруднительно было выплачивать
акционерам Багдадской магистрали километрич. гарантии.
Стремясь преодолеть сопротивление
со стороны этих держав, герм. дипломатия пыталась достигнуть компромиссное
соглашение с каждым из своих соперников. В результате франко-герм. соглашения
от 6 мая 1899 к участию в стр-ве Б. ж. д. был допущен франц. капитал. В
1911 по Потсдамскому соглашению Россия за отказ Германии от проникновения
в Иран прекратила противодействие стр-ву дороги. В июне 1914 Германия передала
Англии стр-во ж.-д. магистрали к Ю. от Багдада в направлении Персидского
залива.
К нач. 1-й мировой войны
Б. ж. д. осталась недостроенной. На С. рельсы были проложены до Рас-эль-Айна
(за время войны до Нусайбина), на Ю.- от Багдада до Самарры. Строительство
участка от Нусайбина до Самарры и тем самым завершение всей магистрали
закончено в 1934-41 частными англ. и франц. компаниями. В настоящее время
участки, составлявшие ранее Б. ж. д., принадлежат Турции, Сирии и Ираку.
Коренное изменение международной обстановки на Ближнем Востоке, происшедшее
в результате Великой Окт. социалистич.уменьшили политико-стратегич. значение,
к-рое имела Б. ж. д. в нач. 20 в.
Лит.: Бондаревский Г. Л.,
Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток,
Таш., 1955; Ерусалимский А. С., Внешняя политика и дипломатия германского
империализма в конце XIX в., 2 изд., М., 1951; Wolf J. В., The diplomatic
history of the Bagdad railroad, Columbia, 1938.
Г. Л. Бондаревский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я