БАЖЕНОВ
Василий Иванович
[1(12). 3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по др. данным
- Москва), - 2(13).8.1799, Петербург], русский архилектор<, рисовальщик,
хеоретик архитек-туры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье
дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Моск. университете
(1755); в Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у
А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер петерб. AXX в Школе
изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. B 1762-64 посетил Италию,
где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и чл. АХ в Болонье
и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петерб. АХ.
Б. первым из рус. архитекторов
стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию,
активно организующую пространство города. Широтой градостроит. замысла
отмечен его проект (1767-75)дворца для Моск. Кремля (с одноврем. реконструкцией
всего ансамбля и Красной пл.). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный
обществ. форум с. гл. овальной площадью, к к-рой сходились осн. радиальные
улицы Москвы. Связь Кремля с гор. застройкой усиливалась и выносом гл.
фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель - в Н.-и, музее архитектуры
им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный
рустованный цоколь дворца и торжеств. колоннада в высоту двух верхних этажей
должны были скрыть за собой древние постройки Соборной пл., что существенно
нарушило бы традиц. облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано
из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. тяжёлым
ударом. Но частично свои градостроит. идеи Б. удалось осуществить в доме
Пашкова в Москве (1784-86; ныне старое здание Библиотеки СССР имени В.
И. Ленина). Б. перерабатывает традиц. схему застройки усадьбы, ставя в
один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное
бельведером здание и связанные с ним флигеля (к-рые в др. постройках обычно
выступают вперёд), что придаёт застройке гор. облик. Вместо курдонёра (парадного
двора) создан сад; гл. вход помещён со стороны небольшого двора с парадными
воротами, к-рому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся
пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но
и определил масштаб трёх улиц, на к-рые выходят его фасады. В доме Пашкова,
как и в др. моск. постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте
Мира, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке
и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство
пластич. разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логиче-чески
продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию
цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая
живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное
для ряда архитекторов 2-й пол. 18 в. и впервые проявившееся у Б. в увеселительных
строениях на Ходынском поле в Москве (1774-75, известны по рис. М. Ф. Казакова),вскоре
перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу
садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775-85), а также усадебной церкви
в Быкове под Москвой (1782-89) фантастически переработанные элементы др.-рус.
и готич. зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке
Царицына с её элементами клас-сицистич. чёткости тонко учтён рельеф местности:
здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический
декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного
кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации
помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного
помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку
Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте
Михайловского замка в Петербурге (1792-96; строили в 1797-1800 В. Ф. Бренна
и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами
от города, Б. всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на
линию Инженерной улицы, Б. одним из первых преодолел ограниченность теорий
классицизма и дал высокую оценку отд. памятникам ср.-век. зодчества, постоянно
акцентирозал ист. значение и общественное призвание рус. архитектуры. Под
редакцией Б. был издан рус. перевод Витрувия. Б.- создатель архит. команды
и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков,
К, И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров,,
Соч.: Краткое рассуждение
о Кремлёвском строении (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26,
бумаги Баженова и Каржавина); Слово на заложение Кремлёвского дворца, вкн.:СумароковА.
С.,
В. И. Баженов. "Хлебные ворота"
в Царицыне (Москва). Между 1779ц 1787.
Поли. собр. всех соч., ч.
2, 2 изд. ,М., 1787; Мнения... о Кремлёвской перестройке, в кн.; Архитектурный
архив, в. 1, М., 1946, с. 119 - 121.
Лит.: Михайлов А. И., Баженов,
М., 1951; Ильин М. А., Баженов. М., 1954; История русского искусства, т.
6, М., 1961, с. 85-129.
И. М. Глозман, О. В. Мамонтова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я