БАЗИС И НАДСТРОЙКА
понятия историч. материализма, обозначающие общественные отношения исторически
определённого общества как целостную систему, в к-рой материальные отношения
представляют его реальный базис, основание общества, а политич. и идеологич.
отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.
Базис общества - это совокупность исторически определ. производств, отношений.
Надстройка - это совокупность идеологич. отношений, взглядов и учреждений;
в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство,
политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. "В
общественном производстве своей жизни,-писал Маркс,- люди вступают в определенные,
необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения,
которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных
сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую
структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая
и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного
сознания" (М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7).
Историч. изменение базиса
вызывается и обусловливается изменением характера производит. сил общества.
Исторически определ. базис определяет собой характер, тип обществ. надстройки.
Переворот в экономич. строе данного общества вызывает изменение, переворот
во всей обществ. надстройке.
В классовом обществе Б. и
н. носят классовый характер. В силу антагони-стич. природы базиса таких
формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также
отражается этот антагонизм (существование идеологий и организаций, выражающих
и отстаивающих интересы различных классов и социальных групп). Процесс
возникновения и развития обществ. идей - сложный и часто противоречивый;
эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет
как автоматич. рефлекс базиса, экономики. Экономика не создаёт ни философских,
ни религиозных, ни нравственных, ни эстетич. и политич. идей. Идеи и учреждения
(как и сами экономич. отношения) создают люди. Но создают они эти обществ.
идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде
всего экономич., условиями (т. е. базисом) и обществ. законами. В развитии
обществ. идей существует относит. самостоятельность. Разрыв с традициями,
нормами, господствующими идеями происходит у передовых классов под влиянием
обществ. условий, противоречий, борьбы классов. Лишь в конечном счёте филос<.,
эстетич.,
моральные, религ. и др. идеи определяются экономич. базисом. А непосредственно
на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи,
а также идеологическая и политическая борьба классов<, партий.
Связь Б. и н. носит диалектич.
характер. Раз возникнув на определ. базисе, надстройка оказывает обратное
и притом мощное воздействие на оазис и развитие общества в целом. В этом
взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис (см. Ф.
Энгельс, там же, т. 37, с. 394-95). При этом различные элементы надстройки
неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь,
влияют на него непосредственно (напр., политика) или более опосредованно
(напр., философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер.
Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политич. надстройки, писал:
"Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может
быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда
дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития
- тогда в настоящее время у каждою крупного народа она терпит крах через
известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию
в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях.
Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно,
что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому
развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом
количестве" (там же, с. 417). То, что здесь сказано о роли государства,
можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда
играет активную роль в обществе.
Надстройка общества как целое
живёт одну эпоху. Однако в силу ряда историч. условий, тенденций отставания
обществ. сознания от обществ. бытия, неравномерности развития отд. частей
надстройки, а также в силу нек-рых общих черт, свойственных всем антагонистич.
формациям, нек-рые идеологич. формы, обществ. идеи и учреждения переживают
эпоху, в к-рую они возникли, и существуют в последующих обществ. формациях.
При переходе от одной обществ. формации к другой<, соответственно
при смене одного Б. и н. другими Б. и н., уничтожаются, ликвидируются революц.
силами реакц. базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё
великое, передовое в области духовной культуры<, нравственности и
искусства, что создаёт преемственность в историч. развитии общества. В
то же время нек-рые элементы надстройки могут существовать как пережитки.
Понятия Б. и н. служат методологич.
предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти
категории не содержат качеств. характеристики определённых Б. и н. Кроме
того<, следует учитывать, что "...один и тот же экономический базис
- один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным
эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям,
действующим извне историческим влияниям и т. д.- может обнаруживать в своем
проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь
при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" (М а р к с К.,
там же, т. 25, ч. 2, с. 354). Такое же многообразие можно обнаружить и
в надстройке в пределах одной формации. Специфич. характер Б. и н. устанавливается
в результате их конкретного исследования историч. материализмом и др. обществ.
науками.
Лит.: К а м м а р и М. Д.,
Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; За творческое изучение
и Разработку теории базиса и надстройки, "Коммунист", 1957, № 4; Основы
марксистской философии, 2 изд., М., 1963; Келле В.. Ковальзон М., Курс
исторического материализма, М., 1969. Ф. В. Константинов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я