БАКИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ
крупный порт СССР на зап. берегу Каспийского моря, в юж. части
Ап-шеронского п-ова. Осн. база Касп. мор. пароходства. Б. м. т. п. приобрёл
важное значение в сер. 19 в. с оживлением торговли России со странами Востока.
Развитие нефтяной пром-сти бакинского р-на в 70-80-х гг. 19 в. и стр-во
ж. д., связавших порт с Тбилиси (1872), Батуми (1883) и общей сетью России
(1900), содействовали быстрому росту грузооборота порта. До Окт. революции
Б. м. т. п. имел деревянные причалы без перегрузочных механизмов и развитых
ж.-д. путей. Реконструкция портовых сооружений была произведена в 1929-37:
построен бетонный многопричальный пирс с ж.-д. путями и портальными кранами,
складские помещения и др. сооружения. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45
порт выполнял большой объём работ по перегрузке воен. и нар.-хоз. грузов.
В 1962 в Б. м. т. п. введена в действие паромная переправа для перевозки
морем на судах-паромах ж.-д. составов в Красноводск, резко увеличившая
пропускную способность по перевалке сухогрузов. В наст. время (1970) строятся
пасс. вокзал, причалы для перегрузки леса, устанавливаются новые перегрузочные
механизмы, реконструируются причалы. Через порт проходят танкеры с нефтепродуктами
в Астрахань и на волжские нефтебазы, зерно, пром. оборудование и др. товары,
завозимые из центр. р-нов страны в республики Ср. Азии; лес (с Волжского
бассейна), а также экспортные и импортные товары СССР, европ. стран, Ирана
и др. стран, составляющие в совокупности годовой грузооборот в несколько
миллионов тонн. А. Д. Поликарпов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я