БАКУ

БАКУ (азерб. Б а к
ы - возможно, от перс. бад кубе - обдуваемый ветром), город, столица Азерб.
ССР. Один из крупнейших пром., научных и культурных центров СССР. Крупный
порт на зап. берегу Каспийского м., в юж. части Ап-шеронского п-ова. Центр.
часть Б. расположена амфитеатром, уступами спускающимся к Бакинской бухте.
Ср. темп-pa января 3°С, июля 25-30°С. Осадков 180-300 мм в год. Характерны
сильные ветры (норд)<, главным образом осенью.


Большой Б. (2192 км2,
1967), состоящий из 10 адм. р-нов с 46 посёлками гор. типа, образует обширную
агломерацию, занимающую значит. часть Апшеронского п-ова и примыкающие
участки нефтяных морских и наземных промыслов; в его терр. включены также
о-ва Апшеронского (Жилой, Артёма и др.) и Бакинского (Булла, Свиной, Дуванный)
архипелагов.


Население Большого Б. составляет
1261 тыс. чел. (на 15 янв. 1970, перепись). В нач. 19 в. в Б. проживало
4,5 тыс. чел., а в кон. 19 в. ок. 112 тыс. чел. В Большом Б. сосредоточено
ок. 25% всего населения Азерб. ССР и почти 50% её гор. населения. Осн.
население - азербайджанцы и русские, проживают также армяне, евреи, даг.
народности и др. Среднегодовая численность рабочих и служащих - св. 500
тыс. чел.


Историческая справка. Б.
впервые упоминается в источниках 5 в., а также у восточных географов 9-10
вв. (аль-Истахри, аль-Масуди, аль-Мукаддаси); уже тогда в Б. была известна
добыча нефти. У аль-Мукаддаси впервые упомянут порт Б. Во 2-й пол. 12 в.
Б. был нек-рое время политич. центром гос-ва Ширван. О нефт. источниках
Б. сообщают авторы 12-15 вв. (Якут Хамави, За-кария аль-Казвини, Хамдаллах
Казвини, Абдуррашид Бакуви). Уже тогда нефть вывозилась в страны Востока.
Через порт Б. шла приморская каспийская торговля. Крепость Б. считалась
в кон. 15-16 вв. одной из сильнейших в Закавказье. В 1540 войска Сефевидов
после длит. борьбы захватили Б. В 80-х гг. 16 в. Б. овладела Турция. В
1604 крепость Б. разрушена войсками иран. шаха Аббаса I,но вскоре восстановлена.
В 17 в. Б. был значительным по тому времени городом. По данным тур. путешественника
Эвлия Челеби (сер. 17 в.), бакинская нефть приносила шахской казне большие
доходы (7 тыс. туманов в год). Нефть вывозилась в Иран, Ср. Азию, Турцию,
Индию и др. страны.


В 1723 во время Персидского
похода Петра I Б. был взят рус. войсками. В 1735 возвращён Ирану. Многочисленные
войны и феод. усобицы отрицательно отразились на Б.; в 30-х гг. 18 в. он
был небольшим городком, сократилась торговля, уменьшилась добыча нефти,
В 1747 Б. стал центром Бакинского ханства.


В 1806, во время рус.-иран.
войны 1804-13, Б. был присоединён к России. С 70-х гг. 19 в. с развитием
капиталистич. нефт. пром-сти начался быстрый рост Б. Добыча нефти в районе
Б. с 26 тыс. т в 1872 возросла до 11 млн. т в 1901 и составила ок. 50%
мировой нефтедобычи. Крупным событием была постройка в 1897-1907 нефтепровода
Б.- Батуми. Рабочий класс Б., насчитывавший к нач. 20 в. св. 60 тыс. чел.,
был многонациональным.


В конце 19 в. начинается
революционное движение в Б. Первые с.-д. кружки образовались в 1898-99.
В 1901 возникла группа "Искры", тогда же создан Бакинский к-т РСДРП. В
1904 при нём образована с.-д. группа "Гуммет" ("Энергия"). Крупными выступлениями
пролетариата явились Бакинские стачки. Бакинский пролетариат активно участвовал
в Революции 1905-07. В нояб. 1905 был создан Бакинский совет рабочих депутатов;
в окт. 1906 - профсоюз нефтепром. рабочих. 31 окт. (13 ноября) 1917 в Б.
была провозглашена Сов. власть. 25 апр. 1918 создан Бакинский Совнарком,
осуществивший ряд социалистич. мероприятий (см. Бакинская коммуна 1918).
31 июля 1918 под натиском внеш. и внутр. контрреволюции Сов. власть в Б.
временно пала. В февр. 1920 в Б. нелегально происходил 1-й съезд компартии
Азербайджана, принявший решение о подготовке вооруж. восстания с целью
восстановления Сов. власти. В ночь на 28 апр. 1920 пролетариат Б. сверг
бурж.-националистич. мусаватское пр-во. На помощь восставшему азерб. народу
пришла 11-я Красная Армия. 28 апр. 1920 была провозглашена Азерб. ССР.
Б. стал столицей республики.


Экономика. Современный Б.
представляет собой крупный пром. комплекс с развитой добычей нефти и газа,
нефте-химич., химич., маш.-строит. и металло-обр. пром-стью, произ-вом
стройматериалов, лёгкой и пищ. пром-стью. Большой Б. имеет свою энергосистему
с рядом мощных электростанций (Сев. ГРЭС, ТЭС "Красная звезда", им. Красина
и др.). Валовая продукция промышленности Б. в 1968 по сравнению с 1913
возросла в 25,7 раза.


Среди многочисл. пром. предприятий
города особенно выделяются старые нефтепромыслы - "Лениннефть" (Ба-лаханы,
Сабунчи, Рамана), "Орджони-кидзенефть" (Сураханы, Карачухур), "Кировнефть"
(Бинагади), "Азизбеков-нефть", им. 26 бакинских комиссаров (Биби-Эйбат)
и новые - "Карадагнефть" (на суше), им. 22-го съезда КПСС, им. Нариманова,
им. Серебровского (на море). В вост. части Б. сконцентрированы нефте-перераб.
з-ды (Новобакинский, им. 22-го съезда КПСС, им. Караева и др.), химич.,
маш.-строит. и металлообр. з-ды (им. лейтенанта Шмидта, Кишлинский, з-д
высоковольтной аппаратуры, прибо-ростроит., предприятия бытового машиностроения
- производство холодильников, телевизоров, газоаппаратуры и др.); много
предприятий лёгкой и пищ. пром-сти (текстильный, камвольный и тонкосуконные
комбинаты и обувные ф-ки, мясокомбинат, муком. з-ды и др.). В пригородах
Б. нефте-, газодобыча и газопереработка, пром-сть стройматериалов (цем.,
асбестовый з-ды, многочисл. кам. и песчаные карьеры) и др.


Б.- крупный трансп. узел.
По объёму грузооборота он занимает 3-е место среди столиц союзных республик.
Ведущее место по грузообороту принадлежит морскому торг. порту (см. Бакинский
морской торговый порт), значение к-рого сильно выросло после ввода в эксплуатацию
морской паромной переправы Б.- Красноводск. Авиалиниями Б. связан со мн.
городами страны. От Б. отходят ж.-д. линии на Ростов-на-Дону, Тбилиси,
Ереван, Астару. Пригородные жел. дороги связывают город с фабрично-заводскими,
промысловыми и курортными р-нами (в т. ч. первая в СССР электрифицированная
ж. д. Баку - Сабунчи). Внутригородской транспорт: с 1924 - трамвай; с 1932
- автобусное сообщение, с 1941 - троллейбусное; в 1967 пущена 1-я очередь
бакинского метрополитена.


Быстрыми темпами ведётся
городское строительство. За 1959-68 в Б. построено 5 млн. м2
жилой площади. Вокруг Б. создаются новые города-спутники: Заб-рат<, Маштага,
Дюбенди и Приморск. Л. М. Гаджи-заде.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я