БАЛАНС ВРЕМЕНИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
транспорта, календарный фонд времени, к-рый складывается из
времени нахождения подвижного состава в эксплуатации и вне эксплуатации.
Первое включает время, затрачиваемое на перевозку грузов и пассажиров;
время нахождения под грузовыми и технич. операциями; время ожидания транспортом
работы и его нахождения в эксплуатационном резерве, а также в аренде. На
жел. дорогах<, в отличие от др. видов транспорта, переданные в аренду
вагоны считаются в эксплуатации лишь в том случае, если они работают на
путях общего пользования. Время в эксплуатации локомотивов и вагонов составляет
в среднем до 90% общего годового баланса, морских судов св. 85%, речных
55% (ввиду сезонного характера работы речного флота), грузовых автомобилей
до 75%. Время эксплуатации мор. и речных судов складывается из времени
движения, стоянок в портах под погрузкой (выгрузкой) и задержек (в пути,
простоях, при манёврах).
Время движения на всех видах
транспорта складывается из времени на пробег подвижного состава с грузом
и в порожнем состоянии. У мор. сухогрузных судов, напр.<, оно превышает
40%, у танкеров 70%, у речных сухогрузных (самоходных) 50%, танкеров 60%
эксплуа-тац. времени; на остальных видах транспорта от 20 до 30% .
Время вне эксплуатации охватывает
время нахождения подвижного состава во всех видах ремонта и его ожидании
(исключая текущий ремонт, выполняемый в период эксплуатации), в гос. резерве,
простой из-за отсутствия работы (суда "на приколе"), а также время использования
подвижного состава для технич. -и хоз.
нужд транспорта. Структура Б. в. п. с. непрерывно изменяется вместе с изменением
объёмов и направлений перевозок грузов и пассажиров и совершенствованием
технич. средств транспорта. Доля времени полезного использования подвижного
состава (т. е. времени перевозки грузов и пассажиров) имеет тенденцию к
увеличению за счёт сокращения непроиз-водит. простоев и совершенствования
методов ремонта подвижного состава.
Е. С. Сергеев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я