БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
наиболее общая взаимосвязанная система осн. экономич. показателей,
характеризующих процесс общественного воспроизводства. Б. н, х. СССР является
синтетич. инструментом науч. анализа конкретных итогов социалистич. воспроизводства,
состояния и тенденции развития внутр. экономич. связей, отраслевых,терр.
и нар.-хоз. пропорций,< масштабов и темпов воспроизводства. Он служит
гл. методом разработки единого гос. плана развития нар. х-ва на длительную
перспективу и предстоящий год и<, следовательно, гл. средством науч.
планирования. После того как план составлен, Б. н. х. СССР в виде системы
укрупнённых показателей выступает в качестве обобщающего экономич. раздела
нар.-хоз. плана.
Отчётный годовой Б. н. х.
СССР составляется регулярно ЦСУ СССР (см. Балансовый метод в статистике).
Данные балансов за истекший год и несколько прошлых лет являются источником
экономич. информации, приведённой к определённому балансовому единству<,
и
позволяют дать экономический анализ и оценку состояния народного х-ва как
целого, всех важнейших его экономич. связей,< темпов, пропорций и
тенденций развития, дать характеристику всех сторон процесса воспроизводства
в их внутр. единстве и движении.
Науч. основой построения
Б. н. х. СССР является теория социалистич. воспроизводства. Осн. положения
этой теории были разработаны К. Марксом,< Ф. Энгельсом и В. И. Лениным.
В ходе социалистич. строительства марксистско-ленинская теория воспроизводства
получила дальнейшее развитие. Она была конкретизирована применительно к
особенностям строительства социалистич. общества в СССР и др. странах социализма,
обогатилась новыми положениями, основанными на учёте новой обстановки и
условий развития социалистич. экономики.
Схема Б. н. х. СССР включает
4 осн. раздела с соответств. системой показателей (баланса произ-ва обществ.
продукта и его использования; баланса трудовых ресурсов, их распределения
и использования; баланса произ-ва нац. дохода, его распределения, перераспределения
и использования; сводной таблицы). Наряду с этим Б. н. х. СССР включает
множество разветвлённых, конкретизирующих его отд. натуральных и стоимостных
балансов, играющих важную самостоят. роль при разработке крупных экономич.
проблем и разделов нар.-хоз. плана.
Вся разветвлённая система
натуральных, материальных балансов СССР, охватывавших в 1965 более 500
видов продукции - средств произ-ва и предметов потребления, примыкает к
балансу совокупного общественного продукта, образуя с ним единое целое.
К нему же относится и баланс межотраслевых связей произ-ва и распределения
продукции, к-рый играет важную роль в экономич. анализе и планировании
межотраслевых пропорций в нар. х-ве и особенно в пром-сти. Точно так же
самостоятельную роль в планировании розничного товарооборота и ден. обращения
играют баланс ден. доходов и расходов населения и др. стоимостные балансы.
К балансу нац. дохода и Б. н. х. СССР в целом примыкает баланс доходов
и расходов государства (гос. бюджет). Вся эта разветвлённая совокупность
балансов взаимосвязана с Б. н. х. и является дальнейшей его конкретизацией
применительно к разным задачам и аспектам (натуральному и стоимостному)
планирования процесса воспроизводства.
Первым и гл. разделом Б.
н. х. СССР является баланс совокупного общественного продукта и его использования.
В нём получает своё выражение движение обществ. продукта в материально-вещественном
виде на стадии произ-ва и конечного его использования в качестве фондов
потребления и накопления, включая резервы и прочие общегос. расходы. Совокупный
обществ. продукт включает продукцию всех отраслей материального произ-ва
в стране (за отчётный и плановый периоды), что выражает обществ. разделение
труда, к-рое получает отражение и в терр. разрезе баланса (в виде производства
и использования продукции в экономических районах и республиках). Показываются
также имеющиеся в стране социально-экономические формы х-ва.
Это позволяет не только характеризо-вать
существующую социально-экономич. структуру произ-ва, но и происходящие
в ней изменения в результате планирования экономики.
Произ-во обществ. продукта
расчленяется на 2 осн. экономич. подразделения - на произ-во средств произ-ва
(I) и произ-во предметов потребления (II). В свою очередь I подразделение
расчленяется на произ-во средств произ-ва для потребностей самого I подразделения
(I1) и потребностей II подразделения (I2). Произведённая
продукция используется на разные цели, напр. средства произ-ва по своей
натуральной форме могут быть использованы для дальнейшего расширения произ-ва
и для увеличения потребления (зерно для посева, в качестве Корма скоту,
для личного потребления населения; металл для произ-ва машин для I1
и I2 и бытовых телевизоров, холодильников, легковых автомобилей
и т. п.). Следовательно, деление произ-ва на I и II подразделения представляет
известные трудности и должно корректироваться данными по конечному фактическому
Использованию. Это, как показала практика, наилучшим образом достигается
использованием материалов по межотраслевому балансу (см. Баланс межотраслевой).
В практике статистич. учёта
и планирования в составе продукции пром-сти выделяются группы "А" (произ-во
средств произ-ва) и "Б" (произ-во предметов потребления). Соотношение средств
произ-ва и предметов потребления в др. отраслях и по всему нар. х-ву определяется
по расчётам Б. н. х. СССР.
Использование обществ. продукта
предусматривает прежде всего образование фонда возмещения и определение
ресурсов нац. дохода. Последний распадается на фонд непроизводств. потребления
и фонд накопления. Соотношение между потреблением и накоплением в нац.
доходе страны является важнейшей нар.-хоз. пропорцией воспроизводства.
Б. н. х. СССР позволяет находить оптимальное соотношение между потреблением
и накоплением, к-рое обеспечивает высокие и устойчивые темпы развития произ-ва,
рост производительности обществ. труда и на этой основе неуклонное повышение
благосостояния народа. Фонд непроизводств. потребления складывается из
след. элементов: предметов потребления, поступающих в результате реализации
их населению и учреждениям через гос. и кооперативную торговлю; предметов
потребления, поступающих населению в порядке колхозной торговли; в порядке
заказов кустарям и ремесленникам; коммунальных услуг (газ, электричество,
вода, отопление); нетоварного потребления продукции личного подсобного
х-ва населения и др. Кроме того, в состав этого фонда входят такие элементы,
как объём износа обобществлённого и индивидуального жил. фонда и материальные
издержки учреждений и предприятий непрризводств. сферы. Эта сфера не создаёт
нац. дохода, а использует его для выполнения своей полезной обществ. функции.
Остальная часть нац. дохода
используется обществом для накопления и покрытия прочих обшегос. потребностей.
Источником фонда накопления является прибавочный продукт социалистич. общества.
Этот фонд складывается в балансе из след. элементов: прироста осн. производств.
фондов и оборотных средств; прироста осн. непроизводств. фондов; прироста
резервов и прочих затрат. Материалами для этих расчётов служат оценка стоимости
всех фондов на начало и конец планового периода, намечаемые объёмы и структура
капитальных вложений в производственную и непроизводственную сферы (составляется
специальный баланс основных фондов), а также данные об изменении на плановый
период резервов, их структуры и прочих затрат. Прирост оборотных средств
получает своё выражение в балансе нар. х-ва как один из важных элементов
фонда накопления (наряду с приростом осн. фондов). В него входит прирост
запасов сырья, топлива, материалов и др. производств. элементов, незавершённого
произ-ва и строительства, готовой продукции и товаров в пути, а также потребительских
запасов у населения.
Расчёты в действующих ценах
Вторым разделом Б. н. х.
Движение обществ. продукта
Перераспределение нац. дохода
В общую систему Б. н. х.
Баланс денежных доходов и
Наряду с балансом ден. доходов
Основным финансовым планом
В процессе разработки нар.-хоз.
Сводная таблица Б. н. х.
Плановый баланс нар. х-ва
В предплановый период, когда
Предварит. разработка важнейших
Для осуществления синтетич.
В процессе дальнейшей работы
Лит.: Маркс К., Капитал,
показывают, что примерно 3/
неизменным и имеет тенденцию к нек-рому росту доли накопления. Б. н. х.
СССР составляется в действующих ценах, в к-рых реально совершается процесс
движения совокупного обществ. продукта, его произ-во и реализация и социалистич.
воспроизводство. На самом деле доля накопления в нац. доходе страны более
высока, поскольку плановые цены на средства произ-ва (из к-рых материально
состоит фонд накопления), в отличие от цен на предметы потребления, в значит.
мере не включают налога с оборота. Повышение эффективности общественного
произ-ва и производств. накопления позволило бы одновременно с обеспечением
высоких и устойчивых темпов развития материального произ-ва добиваться
неуклонного повышения фонда потребления и непроизводств. накопления в нац.
доходе страны, что является важнейшей задачей планирования в совр. условиях.
СССР является сводный баланс трудовых ресурсов и их использования. Посредством
этого баланса осуществляются и поддерживаются планомерное распределение
и перераспределение рабочей силы между отраслями нар. х-ва,< экономич.
р-нами, республиками и внутри них в области как обществ. материального
произ-ва, так и непроизводств. сферы. Определяются потребность в квалифицированной
рабочей силе и источники её покрытия. С помощью баланса трудовых ресурсов
осуществляются мероприятия по обеспечению полной занятости трудоспособного
населения страны на основе высоких и устойчивых темпов роста обществ. произ-ва.
К сводному балансу трудовых ресурсов и их использования примыкают многие
др. балансовые расчёты, имеющие самостоят. значение. Данные баланса трудовых
ресурсов, будучи сопоставлены с данными баланса совокупного обществ. продукта,
дают возможность глубоко проанализировать складывающиеся внутр. связи между
ними по обеспечению необходимых масштабов и темпов произ-ва обществ. продукта
и нац. дохода, важнейшие нар.-хоз. пропорции воспроизводства.
на стадии произ-ва и конечного использования получает
свое выражение не только по натурально-вещественному составу, но и по стоимости
в балансе национального дохода и движения доходов населения и социалистич.
предприятий - гос. и кооперативно-колхозных, а также доходов населения
от личного подсобного х-ва. В соответствующей системе показателей баланса
нац. дохода выражается первичное распределение нац. дохода на доходы социалистич.
предприятий и доходы населения, занятого в сфере общественного материального
произ-ва. Сюда относятся: заработная плата и премии рабочих и служащих
в производств. сфере; отчисления на социальное страхование; ден. заработки
кооперированных кустарей; доходы колхозного крестьянства; доходы от личных
подсобных х-в колхозников, рабочих и служащих; доходы индивидуальных х-в
крестьян-единоличников и некооперированных кустарей. Доходы государства,
социалистич. предприятий и учреждений включают: налог с оборота; прибыль;
проценты за кредиты; лесной доход и др.;, отчисления колхозов в обществ.
фонды. Сумма первичных доходов населения и социалистич. предприятий должна
соответствовать общему размеру нац. дохода страны. В социалистич. обществе
имеет место и планомерное перераспределение нац. дохода в интересах успешного
и всестороннего развития общества. Оно обусловлено прежде всего существованием
непроизводств. сферы, к-рая играет важную и всё более возрастающую роль
в жизни социалистич. общества, обеспечивая всестороннее физич. и духовное
развитие трудящихся. Однако это обстоятельство ничего не меняет в природе
непроизводств. сферы как деятельности, к-рая,< в отличие от сферы
материального произ-ва, не создаёт нац. дохода, а, следовательно, осуществляет
свои функции, используя нац. доход страны в порядке его планомерного перераспределения
.
является объективной необходимостью для форсирования темпов развития экономики,
ускорения индустриализации и выравнивания общего уровня экономич. развития
отд. союзных республик и подъёма уровня жизни в соответствии с принципами
ленинской нац. политики. Перераспределение нац. дохода может охватывать
различные отрасли произ-ва (напр., в пользу пром-сти для обеспечения преимущественного
её роста, а внутри пром-сти - в пользу группы "А" или группы "Б"). На совр.
этапе экономич. развития СССР заметно уменьшается перераспределение нац.
дохода от с. х-ва в пользу пром-сти, а внутри пром-сти усиливается перераспределение
в пользу отраслей, являющихся носителями совр. научно-технич. прогресса
(химич. пром-сти, электронной, атомной, приборостроения и др.). Оно может
охватывать также различные социальные секторы (гос. и кооперативно-колхозный),
классы и отд. социальные группы. Наконец, перераспределение нац. дохода
может быть обусловлено необходимостью регулировать соотношение между накоплением
и потреблением в пользу первого или второго. В качестве рычагов перераспределения
выступают плановые цены, гос. налоги, отчисления от прибылей, кредитная
система. Финансово-кредитная система и её ин-ты осуществляют регулярно
планомерное перераспределение нац. дохода и доходов населения и предприятий.
Перераспределение может происходить также в форме оплаты населением различных
услуг нематериальной сферы произ-ва. Перераспределительные отношения играли
и играют большую роль как объективно необходимые для социализма отношения
и как активный инструмент экономич. политики гос-ва, в особенности в области
капитальных вложений. Указанные соображения и лежат в основе конкретного
построения баланса нац. дохода как одного из главных разделов Б. н. х.
СССР. Сумма доходов всех категорий населения и всех доходов предприятий
и учреждений, к-рые фигурируют в этом балансе, естественно, выше действительного
размера нац. дохода на сумму повторного счёта доходов.
СССР входят балансы стоимостные - совокупность отд. балансов, все показатели
в к-рых выражены в ден. форме. Они характеризуют в ден. форме движение
ресурсов, экономич. связей и пропорций совокупного обществ. продукта и
нац. дохода в процессе произ-ва, реализации, первичного распределения,
перераспределения и конечного использования на потребление и накопление.
Объективная необходимость в составлении стоимостных балансов обусловлена
тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит при социализме
не только в форме планомерного создания и распределения материальных благ
в натуре, но и по стоимости, т. е. опосредствуется деньгами, как ден. выражением
стоимости произведённых товаров. К числу наиболее важных стоимостных балансов
относятся: баланс нац. дохода, баланс денежных доходов и расходов населения,
баланс доходов и расходов предприятий, кредитный план, кассовый план Госбанка,
гос. бюджет СССР и гос. бюджеты союзных республик; сводный финанс. план
нар. х-ва. Мн. из этих балансов составляются не только в масштабе нар.
х-ва СССР, но также союзных республик, а нек-рые из них и по отд. экономич.
р-нам, краям и областям (напр., балансы ден. доходов и расходов населения).
расходов населения. представляет собой дальнейшую конкретизацию баланса
нац. дохода. В балансе детально учитываются все ден. доходы населения,
образующие его платёжеспособный спрос, и все возможные каналы расходования
населением своих денежных доходов. Этот баланс важен для изучения состояния
розничного товарооборота страны в целом, по республикам и р-нам и его структуры,
тенденций развития, динамики розничных цен, для изучения и планирования
спроса и предложения на товары нар. потребления и планирования розничного
товарооборота, розничных цен, финанс. планов накопления, ден. сбережений
населения (в сберкассах), а также регулирования ден. обращения и эмиссии
денег в стране.
и расходов населения важную функцию выполняет кассовый план Госбанка СССР,
к-рый служит средством текущего планирования и регулирования ден. обращения.
Он охватывает поступления наличных денег в банк и выдачи денег из банка.
Строится в форме баланса - в приходной его части фигурируют все поступления
наличных денег в кассы Госбанка, в расходной - все платежи, производимые
Госбанком наличными деньгами. Превышение расхода над приходом по этому
балансу означает выпуск денег в обращение, обратное показание - изъятие
денег из обращения.
гос-ва, характеризующим объём и структуру его ден. доходов и расходов,
основывающихся на планах развития нар. х-ва СССР и союзных республик, является
Г о с у д а р с т в е н н ы й б ю д ж е т СССР (см. Бюджет государственный).
Это один из важных видов стоимостного баланса. Выражая планомерное образование
централизов. ден. ресурсов и их движение, их распределение и перераспределение
между республиками и экономич. р-нами, отраслями нар. х-ва, предприятиями,
орг-циями и учреждениями, производственной и непроизводственной сферами,
гос. бюджет играет активную роль в обеспечении предусмотренных нар.-хоз.
планом темпов роста совокупного обществ. продукта и нац. дохода, внутренних
связей и пропорций, необходимых для расширенного социалистич. воспроизводства.
плана возникает необходимость в составлении наряду с гос. бюджетом сводного
ф и н а н с о в о г о п л а н а ( б а л а н с а), где получают отражение
все финанс. ресурсы, к-рыми располагают социалистич. гос-во и социалистич.
предприятия и хоз. органы, и все расходы по их гл. направлениям. В доходную
часть сводного финанс. плана - финанс. ресурсы - включаются след. категории
доходов: прибыль всех гос. предприятий и хоз. орг-ций, налог с оборота,
поступления в форме платы за производств. фонды, доходы от внешней торговли,
от лесного х-ва, отчисления в фонд гос. социального страхования, на н.-и.
работы и подготовку кадров, амортизац. отчисления и выручка от реализации
выбывших осн. средств, подоходный налог с колхозов и кооперативных орг-ций
и поступления ден. средств от населения (налоги и сборы, прирост остатков
вкладов в сберегат. кассах, реализация облигаций гос. займов и др.). В
расходной части учитывается направление финанс. ресурсов: на финансирование
капитальных вложений и капитального ремонта, прирост нормативов собственных
оборотных средств, предоставление средств банкам, прирост гос. материальных
резервов, отчисления в фонд предприятий, операционные расходы по отд. отраслям,
расходы на социально-культурные мероприятия, на оборону, на содержание
органов гос. управления, расходы по гос. займам и образование резервных
фондов Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик. Составление сводного
финанс. плана как одного из синтетич. стоимостных балансов, внутренне связанного
с балансом ден. доходов и расходов населения и в конечном счёте с материальными
балансами, а также балансом рабочей силы, позволяет с позиций финансов
проконтролировать правильность намечаемых в нар.-хоз. плане темпов, масштабов
и структуры произ-ва обществ. продукта и нац. дохода, важнейших пропорций
воспроизводства.
С С С Р в принципе представляет собой дальнейшее обобщение всех трёх разделов
баланса, их общий синтез. Построение её должно обеспечить увязку осн. факторов,
обусловливающих движение совокупного общественного продукта и национального
дохода (по отраслям, социальным секторам, экономическим подразделениям),
и единство основных показателей баланса в аспектах натурально-вещественном
и стоимостном. Осн. связи, пропорции, темпы и масштабы важнейших элементов
воспроизводства в сводной таблице приводятся к этому единству, что означает
наивысшую сбалансированность осн. элементов нар.-хоз. плана.
должен обеспечивать внутр. сбалансированность основных элементов социалистич.
воспроизводства на основе роста эффективности обществ. произ-ва, что является
центр. проблемой дальнейшего совершенствования методологии Б. н. х. СССР.
вырабатывается общая концепция плана развития нар. х-ва СССР, составляется
предварительный Б. н. х. СССР для самой общей ориентировки и обоснования
возможных и необходимых темпов, масштабов и важнейших нар .-хоз. пропорций
воспроизводства на предстоящий период развития. Составление данного баланса
производится по очень ограниченному кругу наиболее обобщающих показателей,
по параметрам, к-рые имеют решающее значение для роста нац. дохода, характеристики
структуры обществ. продукта, соотношения накопления и потребления, объёма
и структуры капитальных вложений, темпов роста производительности труда
в целом по нар. х-ву и важнейшим его отраслям, темпов снижения себестоимости
продукции, роста доходов населения и розничного товарооборота и нек-рых
др. показателей, включая предварит. намётки произ-ва отд. важнейших продуктов
в натуральном выражении. Эти отдельные, но внутренне между собой связанные
показатели развития нар. х-ва получают балансовую увязку и могут быть составлены
в виде различных вариантов. Предварительный баланс помогает выявить наилучший
вариант решения очередных хоз.-поли-тич. задач плана с позиций воспроизводства
в целом.
показателей очередного нар.-хоз. плана не исчерпывается составлением предварительного
баланса. Наряду с ним всё возрастающую роль играет межотраслевой баланс
произ-ва и распределения общественного продукта.
экономич. расчётов всё большее значение в предплановый период приобретает
метод долгосрочного прогнозирования развития нар. х-ва путём составления
соответствующих динамич. экономико-математич. моделей. Он основан на изучении
и учёте конкретных результатов и механизма действия экономич. законов социализма,
определившихся закономерностей и тенденций развития важнейших отраслей
нар. х-ва, темпов, структурных изменений, различных пропорций воспроизводства,
важнейших направлений технич. прогресса.
над нар.-хоз. планом Б. н. х. СССР используется для согласования показателей
развития различных отраслей и их взаимной увязки и определения темпов развития
всего нар. х-ва и общеэкономич. пропорций воспроизводства. При этом Б.
н. х. СССР разрабатывается по развёрнутой схеме его таблиц и показателей.
т. 2, МарксК. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 18, 20, 21; его же,
Критика Готской программы, там же, т. 19, гл. 1; Ленин В. И., Развитие
капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 1; е г о же,
По поводу так называемого вопроса о рынках, там же, т. 1; е г о же, Государство
и революция, там же, т. 33, гл. 5; Методические положения Госплана СССР
по составлению планового баланса народного хозяйства СССР и союзных республик,
М., 1967 (раздел Плановый баланс народного хозяйства); Б о р М. 3., Вопросы
методологии планового баланса народного хозяйства СССР, М., 1960; СобольВ.
А., Очерки по вопросам баланса народного хозяйства, М., 1960, гл. VI и
VII: С т р у -м и л и н С. Г-., К схеме баланса народного хозяйства СССР,
"Уч. зап. по статистике АН СССР. Отд. экономической... науки", 1955, №1;
Петров А. (ред.), Курс экономической статистики, М., 1967 (раздел II, IV,
VIII); Курский А. Д., Научные основы и совершенствование системы планирования
народного хозяйства СССР, М., 1969; К а ц В., Народный доход СССР и его
распределение, М., 1932; Т у р е ц к и и Ш. Я., Планирование и проблемы
баланса народного хозяйства, М., 1961, гл. III; Рост общественного производства
и пропорции народного хозяйства СССР, под ред. Л. Б. Альтера, В. И. Каца,
П. Н. Крылова и В. М. Кудрова, М., 1962, гл. 1 и 6; А н ч и щ к и н А.
И. и Яременко Ю. В., Темпы и пропорции экономического развития, М., 1967.
В. И. Кац.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я