БАЛЛАДА
(франц. ballade,
прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую), наименование нескольких
весьма различных поэтических и муз. жанров. Первоначально у романских народов
средневековья - лирич. хороводная песня с обязат. рефреном. К 13 в., видоизменяясь,
Б. становится популярным жанром франц. и итал. профессиональной поэзии
(особенно трубадуров и труверов). Классич. франц. Б. 14-15 вв.- бессюжетное
лирич. стихотворение кано-нич. формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc),
"посылка" (обращение к лицу, к-рому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся
последняя строка каждой строфы и "посылки"). Образец - Б. "О женщинах былых
времён" Ф. Вийо-на. В средневековой Англии Б.- нар. сюжетная песня драматич.
содержания с хоровым припевом, обычно на исто-рич., легендарную или фантастич.
тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая англ. и шотландской
нар. Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма
(Р. Берне, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг - в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер,
Г. Гейне - в Германии). Зачинателем Б. в рус. поэзии был В. А. Жуковский.
Б. писали А. С. Пушкин ("Песнь о вещем Олеге", "Жених"), М. Ю. Лермонтов
("Воздушный корабль"), А. К. Толстой (преим. на темы рус. истории). Сов.
поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий - авторы Б. с героич. тематикой. В
сов. поэзии преобладает сюжетная, драматич. по содержанию Б. лиро-эпич.
"тональности" (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).
Расцвет вокальной Б. (гл.
обр. для сольного пения с сопровождением фп.) связан с возрождением Б.
в проф. поэзии 2-й пол. 18 в. Б. представлена в романтич. музыке Германии
и Австрии - в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые
рус. Б. связаны с романтич. поэзией - "Светлана" А. А. Плещеева на слова
В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки.
Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского,
Н. А. Римского-Корсакова.
Инструментальная Б.- жанр,
характерный для романтич. музыки. Эпич. повествовательность соединяется
в ней с драматич. развитием, лирическая взволнованность - с картинной живописностью
(Б. для фп. Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез
А. Вьётана для скрипки и фп., Б. для фп. с оркестром Г. Форе). В совр.
музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом
в развитие вокальных Б. явились
Б. на слова Б. Брехта, созданные
X. Эйс-лером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героич., героико-эпиче-скую
трактовку ("Баллада Витязя" из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина "На поле
Куликовом", "Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным" С. С.
Прокофьева<, "Героическая баллада" для фп. с оркестром А. Бабаджаняна).
Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, "Северные записки",
1916, № 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М. - Л., 1936;
Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistle J., European balladry, Oxf.,
1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.
В. А. Никонов, Е. М. Царёва.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я