БАЛЬЗАК
(Balzac) Оноре
де (20.5.1799, Тур, -18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец
происходил из крест. семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.
к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе
права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал
своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не
делал различия между понятиями "художник" и "философ". Испытал сильное
влияние материализма французских просветителей. Ок. 1832 Б. пришёл к легитимизму,
родившемуся из беспощадной критики господств. бурж. отношений. Монархия
для Б.- форма твёрдой гос. власти, к-рая может обуздать бурж. эгоизм и
способствовать эко-номич. и моральному прогрессу, а като-лич. религия -
лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в
палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел
неудачу на выборах во Франц. академию (янв. 1849). С 1832 началась переписка
Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843
в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с к-рой состоялся за 5 месяцев
до его смерти.
В 1822-25 Б. опубл. под разными
псевдонимами 8 романов ("Жан-Луи" и др.) с нагромождением всякого рода
приключений, но и с правдивыми зарисовками. Гл. лит. учителя Б.- Ф. Рабле,
Мольер, В. Скотт. Роман "Шагреневая кожа" (1830-31) Б. назвал "отправным
началом " своего дела. Сочетая романтич. образность, символику и яркую
живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции
1830; убийца-банкир управляет обществ. мнением с помощью продажной прессы;
господство бурж. эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль
де Валан-тен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам
жизни. Б. рисует сложную натуру совр. ему человека, трагизм страсти, мир
науки, ускоренное сгорание жизни.
В 1834 у Б. возник замысел
связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить
их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всеобщих
взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее худож. исследование
франц. общества и человека. Филос. каркасом этого худож. здания служат
материализм 18 в., совр. Бальзаку естеств.-науч. теории, своеобразно переплавленные
элементы мистич. учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды
нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинц. жизни; 3) сцены парижской
жизни; 4) сцены политич. жизни; 5)сцены воен. жизни; 6) сцены сельской
жизни. П. Филос. этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга
спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой
комедии", Собр. соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90
произв. Источники драматизма "Человеческой комедии" - в драматич. характере
эпохи и человеч. существования. Зависимость личности от общества и истории
Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую
ореол и честь на выучке у "вульгарного денежного выскочки" (Максим де Трай,
Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные
грабежи, предательства, грязные махинации, на почве к-рых возникают крупные
состояния: "Гобсек" (1830), "Евгения Гранде" (1833), "Банкирский дом Нусингена"
(1838), "Крестьяне" (1844), "Кузен Понс" (1846-47) и др.; выбор для молодого
человека между гибелью, прозябанием и нравств. падением (Растиньяк, Люсьен
дю Рюбампре, Маркас); проституирование иск-ва ("Утраченные иллюзии", 1837-43,
"Дочь Евы", 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии,
порождённые господством принципа купли - продажи в семейных и личных отношениях.
Типич. конфликты на почве "всемогущества, всеведения, всеблагости денег"
(Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в "Человеческой
комедии" выражение крайнее, свидетельствующее о заме-чат. понимании реальных
отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф<., Соч., 2 изд.,
т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета
борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения.
Б. дал историю французского общества, из к-рой Ф. Энгельс "...узнал больше...,
чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого
периода, вместе взятых" (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные
интересы в основе политики, гос. власти, законов. При этом трезвость Б.
никогда не переходит в натуралистич. фатализм. В "Человеческой комедии"
раскрываются высокие основы содружества ("Утраченные иллюзии"), доброта
(Буржа - "Обедня безбожника" и др.), цельность характера (Шабер - "Полковник
Шабер"), героизм (Гогла - "Сельский врач"), справедливость (Низрон - "Крестьяне"),
стойкость духа (Давид Се-шар - "Утраченные иллюзии", Жерар -"Сельский священник"),
взаимная преданность (Понс и Шмуке - "Кузен Понс"), самоотверженность и
душевная чистота (Евгения Гранде - одноим. роман, Жозефина Клаас - "Поиски
абсолюта"). В "Человеческой комедии" действует отряд искателей - республиканец
Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара.
Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в
отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто
- вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества ("Неведомый
шедевр", 1831, нов. ред. 1837, и др. филос. этюды). В центре филос. и художеств.
интересов Б.- духовные силы человека как высшая ценность.
Герои Б. наделены типич.
качествами в особой концентрации - при повышенной интеллектуальности, страстности,
воле. Гобсек-"философ ростовщичества", Горио - "Христос отцовской любви",
Вотрен-"Наполеон каторги", Рас-тиньяк -"виртуоз" в искусстве карьеры. Эти
имена стали нарицательными. Б. считал художеств. преувеличение законом,
вытекающим из природы художеств. познания и читательского восприятия ("...всякий
типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности"
- Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222-23). При резкой определённости ведущей
черты характера у мн. героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми.
С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от
Гобсека - к Бовине - "Комедианты неведомо для себя"). Для Б. характерна
обстоят. подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев
в историч. разрезе (напр., Феликс Гранде) для социальной, историч., пси-хологич.
мотивировки действия; стремит. развитие событий; множество глубоко сплетённых
линий действия, особенно в поздних романах.
Б. опубликовал 5 пьес, в
т. ч. "Мачеха" (1848). Его "Озорные рассказы"(1832-37) в духе Рабле и франц.
нар. творчества - своеобразный памятник гуманистич. мысли Б. в нац. традициях
франц. иск-ва.
В России творчество Б. стало
известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин,
В. Г. Белинский, А. И. 1ерцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно
Ф. М. Достоевский и М. Горький, на к-рых он оказал значит. влияние. В 1896-99
появилось первое собр. соч. Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал
Б. в Сов. Союзе: вышло три издания его собр. соч. (1-е изд., т. 1-20, 1933-47).
Сов. литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского
реализма, как одной из вершин мировой лит-ры.
Соч.: (Euvres completes,
v. 1 - 28, P., 1956 - 63; Correspondance, t. 1 - 4, P., 1960 - 1966; Lettres
a 1'etrangere, t. 1 - 4, P., 1899 - 1950; Lettres a Madame Hanska, t. 1,
P., 1967; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 24, М., 1960; Бальзак об искусстве,
сост. В. Р. Гриб, М.- Л., 1941.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс
об искусстве, т. 1 - 2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М.,
1949 -55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в
кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М., 1937; Реи зов Б., Творчество
Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М.,
1956; О б л о м и е в с к и и Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М.,
1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, "Вопросы литературы", 1961,
№ 7; её ж е, Бальзак и "бальзаковские"
шаблоны, там же, 1966, № 4; Ч и ч е-р и н А., О. Бальзак, в кн.: Писатели
Франции, М., 1964; Мору а А., Прометей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц.,
М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская
А. и Д а н ч е н к о В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов
и критической литературы на русском языке, 1830- 1964, М., 1965; Bardeche
M., Balzac romancier, P., [1947]; Guy on В., La pen-see politique et sociale
de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarante-huit,
"Europe", 1948, fevr.; R о risers S., Balzac and the novel, Madison, 1953;
Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; N у k г о g P., La pensee de Balzac
dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.
P. А. Резник.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я