БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ
танец,
который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим
количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Б. т. часто называют
также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного
танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный
<-
храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно
с развитием общества и его социальным расслоением на антагонистич. классы.
Этот процесс протекал схоже в< странах Зап., Вост. Европы, Азии и
Африке. Народные истоки Б. т. обеспечили его жизнеспособность и широкое
распространение. Они способствовали становлению и< творчески оплодотворяли
процесс развития демократических жанров и< форм бытового танца у
различных народов.
Б. т. возник в14 в. в Италии
в силу благоприятных условий (разнообразной обществ. жизни развивающихся
городов). Здесь происходит теоретич. разработка правил Б. т. Затем Б. т.
распространился во Франции. В 16-17 вв. Франция становится законодательницей
Б. т.
Первоначально Б. т. не имел
чётко установленной формы. Преобладали т. н. низкие танцы (басседансы)
с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами,
сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине,
арфе, трубе. Через иск-во жонглёров и труверов на балы проникали нар. танцы,
соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии.
Обычно танцы объединялись: напр., эстампида или басседанс с сальтареллой,
павана с гальярдой и т. д. Большой популярностью в Италии и особенно во
Франции пользовались франц. Б. т. бранль, а также вольта (14-16 вв.).
В 17 в. Б. т. распространился
по всей Европе. В каждой из стран он приобретал различ. оттенки, национальную
стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными Б. т. становятся
бурре, гавот, аллеманда, чаконна, жига, сарабанда. Господствующее положение
занимал менуэт. В 1661 в Париже была основана Академия танца, к-рая регламентировала
стиль и манеру исполнения Б. т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение
определ. порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б. т. обучаются
у спец. учителей или в школах танца.
В 18 в. получили распространение
новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез,
лендлер. В 1715 в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие
балы приобретают большую популярность (напр., в 1797 в Париже состоялось
684 публичных бала). В 1768 в Париже было открыто первое специальное помещение
для Б. т.
Великая франц. революция
оказала значительное воздействие на общественную и культурную жизнь всей
Европы, в т. ч. и на Б. т. Социально-общественные изменения, внесённые
Французской революцией, способствовали развитию мн. массовых Б. т. 19 в.,
ритмически живых и естественных: тампет, матредур, большое число разновидностей
французских кадрилей, вальс с его многочисл. вариантами и др. Повсеместное
распространение получают танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и, наконец,
полька, мазурка, полонез. С сер. 19 в. самым популярным Б. т. становится
вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с
творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца., И. Ланнера, И. Штрауса-сына.
В кон. 19-нач. 20 вв. значит.
влияние на развитие Б. т. начинают оказывать страны Сев. и Юж. Америки.
Появляются танцы: вальс-бостон, ту-степ, уан-степ, блюз, фокстрот, квик-степ,
чарл-стон и др.
Для развития Б. т. в России
большое значение имели учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718),
к-рые можно считать первыми рус. балами.
Под влиянием петровских указов
Б. т. получил в России широкое распространение и к сер. 18 в. входил как
обязательный предмет в программу мн. учебных заведений.
Расцвет рус. балета повлиял
на бытовой танец в России, особенно в кон. 19 - нач. 20 вв. Бытовой танец
всегда обогащал балетный театр. В свою очередь мн. Б. т., создаваемые в
эти годы артистами рус. балета, несли в себе элементы и стилистич. особенности
классического и пар.-сце-нич. танца. Именно в эти годы были созданы такие
танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н.
Яковлев и Н. Гавликовский), па д'эспань (А. Царман) и др.
Среди сов. Б. т. сохраняются
лучшие танцы старой рус. бальной школы, а также вальс, мазурка, полька,
краковяк. Появляются новые танцы: молдавская полька, полянка, качели, ёлочка,
инфиз, террикон, рус. лирич., рид-рито, казанова, леста, каблучки, вечерний
ритм и др. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, новые
зарубежные танцы: твист, сиртаки, лимбо, и-ха-ха, хали-гали, шейк и др.
Этот перечень не является стабильным и время от времени пополняется новыми
танцами. Для современных Б. т. характерно импровизационное исполнение,
когда танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьируют ими (в
отличие от танцев определённой композиции - миньон, падекатр, хали-гали).
Импровизационные танцы были известны и раньше (мазурка, вальс, чарльстон),
но со 2-й пол. 20 в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос.
Большинство заруб. и сов. танцев 60-х гг.- танцы свободной композиции (зарубежные-
липси, твист, редлав; советские - каза-пова, дружба и др.).
Б. т. могут быть разделены
на парные и массовые. В отличие от парного танца (блюз, чардаш, шейк),
массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию
(летка-енка, сиртаки и др.). В массовых танцах каждый исполнитель не имеет
определённого партнёра по танцу.
Для Б. т. 50-60-х гг. характерны
частая смена модных танцев, возрастающая роль группового массового танца,
появление (за рубежом) танцев образно-тематич. характера (уош - стирка,
манки - обезьяна, мешт потейтос - мять картошку и др.), отказ от ограничений,
определяющих и устанавливающих положения или движения рук в танце, исполнение
танца на расстоянии (в отличие от традиционного для парного Б. т. "положения
в паре"),
Лит.: Ивановский Н. П., Бальный
танец. XVI-XIX вв., Л.- М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой
танец. (Учебное пособие), М., 1963; Bie О., Der Tanz, 3 Aufl., В., 1925;
Sachs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes. В., 1933; англ, пер.- N. У.,
1937; L., 1938; франц. пер.- Р., 1938; С о n t ё P., Lcs arts dynami-ques:
la danse et ses lois, P., 1952.
Л. С. Школьников, С. П. Панкратов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я