БАПТИСТЫ
(от греч.
baptizo - окунаю, крещу путём погружения в воду), приверженцы одной из
разновидностей протестантизма. В основе баптизма,< возникшего как
радикально-протестантское бурж. течение, лежит принцип индивидуализма.
Согласно вероучению Б., спасение человека возможно лишь через личную веру
в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры
- "Священное писание". Б. отвергают иконы, церк. таинства, мн. христ. праздники.
Крещение Б. рассматривают, в отличие от католич. и православной церквей,
не как таинство ("средство спасения"), а как обряд, символически демонстрирующий
убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они
и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом
состоянии. Б. отрицают церк. иерархию, однако у совр. Б. роль церкви, духовенства
и централизация возрастают. Б. ведут систематическую религиозную пропаганду
среди широких нар. масс (обращение инакомыслящих в баптизм вменяется в
обязанность не только специально подготовленным проповедникам, но и рядовым
Б.). Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии среди англ. эмигрантов-индеиендентое.
В 1612 об-щины Б. появились в Англии, в 1639 - в Сев. Америке. Ранние Б.
выступали за демократич. свободы, веротерпимость. С кон. 18 в. начинается
значит. распространение баптизма (в Англии - сеть баптистских воскресных
школ, миссионерство; в США - переход в баптизм значит. части участников
колонизации Запада, негров). В 19 в. баптизм распространился в большинстве
европ. стран, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Лат. Америки.
В 1905 в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс Б., на к-ром был создан
Всемирный союз Б. В 1966 союз
объединял 27 млн. Б. из 116 стран. Центр союза - в Вашингтоне. 90% Б. живут
в США - 24 млн. чел. (1966); крупнейшее объединение Б. в США - "Юж. баптистская
конвенция" (10 млн. чел.), выделилась в 1845 как орг-ция Б. Юга - сторонников
сохранения рабовладения; старейшая (с 1880) и осн. баптистская орг-ция
негров США "Нац. баптистская конвенция США" насчитывает 6 млн. чел. (1966).
Среди амер. Б.- крупные капиталисты, гос. и политич. деятели (напр., братья
Рокфеллеры). В 1950 в Париже осн. Европейская федерация Б.; в 1966 она
объединяла Б. 21 страны и насчитывала 1,5 млн. чел.
В Россию баптизм проник из
Классово-политич. ориентация
В 1944 евангельские христиане,
Баптизм, как религ. разновидностьбурж.
Лит.: Тихомиров Б., Баптизм
Германии в 60-х гг. 19 в. В 70-80-х гг. основной территорией его распространения
являлись Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губернии,
а также Кубань, Дон, Закавказье, с кон. 80-х гг.- губернии Поволжья. В
северных и центральных губерниях России распространялось евангельское христианство
- одна из разновидностей баптизма. С нач. 20 в. Б. проводили всеросс. съезды.
В 1894-96 рус. Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журн. "Беседа". В России
периодич. органами Б. и евангельских христиан являлись журн. "Баптист",
"Слово истины", "Христианин", "Утренняя звезда", "Молодой виноградник".
В 1905 Союз рус. Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал
членом междунар. орг-ции Б. В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. Б.,
из к-рых 2/
руководства Б. была направлена в сторону кон-ституц. монархии. Царизм,
охраняя идео-логич. монополию господств. православной церкви, подвергал
Б. преследованиям, усилившимся с 90-х гг. 19 в. У руководства Б. стояли
крупные купцы. Великую Октябрьскую социалистич. революцию руководители
Б. встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. "признали" Сов. власть
и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии.
В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления
социалистич. переделке с. х-ва, а также пытались создавать кооперативы
на началах мелкобурж. уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться.
в 1945 часть пятидесятников объединились с Б. в одну церковь евангельских
христиан-Б. (в 1963 к ним присоединилась и часть меннонитов). Во главе
Б. находится Всесоюзный совет, к-рый с 1945 издаёт в Москве журнал "Братский
вестник".
идеологии, принципиально враждебен социалистич. мировоззрению. Он культивирует
неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистич. отношение к общественным
интересам, к науке и культуре, стремится ограничить деятельность Б. рамками
религиозной общины.
и его политическая роль, 2 изд., М.- Л., 1929; Современное сектантство
и его преодоление, М., 1961 ("Вопросы истории, религии и атеизма", в. 9);
Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Филимонов Э. Г., Баптизм и гуманизм,
М., 1968; Кислова А. А., Идеология и политика американской-баптистской
церкви (1900 - 1917), М., 1969. А. Н. Чанышев. А. И. Клибанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я