БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
группа
французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х гг. 19 в. Получила
назв. от дер. Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло (к Ю.-В. от Парижа),
где подолгу работали ряд входивших в группу художников ("барбизонцев").
Б. ш. возникла в условиях подъёма демократич. движения, формирования нац.
реалистического иск-ва и кризиса ака-демич. и романтич. школ. В противовес
идеализации и условности "исторического пейзажа" академистов и романтич.
культу воображения Б. ш. утверждала эсте-тич. ценность реальной природы
Франции - лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных
аспектах. Последовательно создавая реа-листич. систему пейзажа-картины,
бар-бизонцы опирались на наследие голл. живописи 17 в. и англ. пейзажистов
нач. 19 в.- Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего развивали реалистич.
тенденции франц. пейзажной живописи 18 и 1-й четв. 19 вв. (особенно Ж.
Мишеля и передовых мастеров романтич. школы - Т. Жерико, Э. Делакруа, П.
Юэ). Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и
изучая различные местности Франции (кроме Барбизона, мастера школы работали
во мн. районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине
и др.), стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных
состояний природы, света и воздуха (см. Пленэр), барбизонцы придавали большое
значение художеств. обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной
и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей.
Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника
с природой сочетались у барбизонцев. с тягой к эпич. широте образа (иногда
не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины
чередовались с большими пейзажными полотнами. Б. ш. систематично разработала
методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой
тонкими валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые,
бурые, зелёные тона оживляются отд. звонкими акцентами. Композиция пейзажей
Б. ш. естественна, но тщательно построена и уравновешена.
Старшее поколение барбизонцев
- Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз - акцентировало героич. начала пейзажного
образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения,
сохраняя определ. связь с роман-тич. школой. Крупнейший представитель младшего
поколения - Ш. Ф. Добиньи - больше внимания уделял непосредственности впечатления,
точной фиксации состояний свето-воздушной среды. Ряд барбизонцев и близких
к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоят.
значение жанровым и аиималистич. изображениям в пейзаже, к-рые у ведущих
художников школы органически вплетались в ткань картины. Близость к Б.
ш. обнаруживают мн. франц. художники 19 в., в т. ч. К. Коро, в ряде своих
пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж. Ф. Мил-ле, мн. годы
работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Б. ш. Велико влияние
Б. ш. на последующее развитие реалистич. пейзажа как во Франции (Г. Курбе,
Э. Буден), так и в др. странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже,
венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский,
Йумын Н. Григореску, амер.
пейзажист ж. Иннесс, рус. пейзажисты А. П. Боголюбов, А.К. Саврасов, Ф.
А. Васильев и др.). Илл. см. на вклейке к стр. 624-625. Лит.: Яворская
Н. В., Пейзаж бар-бизонской школы, М., 1962; D orb ее Р., L'art du paysage
en France, P., 1925.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я