БАРОККО

БАРОККО (предположительно: от португ.
perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. bагосо - мнемонич.
обозначение одного из видов силлогизма в схоластич. логике), главенствующий
стиль в европ. иск-ве конца 16 - сер. 18 вв. Более широкое понимание Б.
включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философ.
и науч. изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры (подобно
Готике и Ренессансу). Б. отразило кризис феодализма в эпоху первоначального
накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религ.
и социальном сознании. Б. широко использовалось Контрреформацией в
храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов;
архитектура "ультрабарокко" в Лат. Америке). Однако Б. получило широкое
распространение не только в католич., но и в протестантских странах, а
позднее странах православного круга. Ограничивать Б. рамками Контрреформации
и феод. реакции неосновательно. Наряду с придворным и церковным Б. развиваются
формы "низового Б.", связанные с выражением антифеод. протеста, а также
нац.-освободительного движения слав. народов против Габсбургов и османского
ига. Б. отличается антиномично-стью восприятия и отражения мира, чувственным
и интеллектуальным напряжением. Аскетич. призывы сочетаются с гедонизмом,
изысканность с грубостью, отвлечённая символика с нату-ралистич. трактовкой
деталей.


Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) в Риме.
Лестница. 1725. Архитекторы А. Спекки, Ф. Де Санктис. План.

0301-7.jpg

0301-8.jpg


М.Ф. д и Араужу. Церковь Носса сеньора
ду Розариу в Ору-Прету (Бразилия). 1785. План.


Б.- динамический, аффектированный стиль,
к-рому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Б. усваивает
и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие
национальных стилей. Для Б. характерно стремление к взаимодействию различных
видов иск-ва (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи
как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой.

0301-9.jpg


Л. Хильде6рандт. Дворец Верхний Бельведер
в Вене. 1721 - 22. План.


Б. опирается на схоластич. логику и риторику,
развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует наиболее экспрессивные
худож. формы средневековья и Ренессанса, сочетает антич. образы с христианскими.
Риторич. рационализм Б. облегчал выражение его средствами идей Раннего
Просвещения. Отмечается рецепция Б. в романтизме и в новейших модернистских
течениях.


В архитектуре, изобразительном и декоративном
иск-ве Б. было одним из основных стилевых направлений с кон. 16 до сер.
18 вв. Б. утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и нац. гос-в
(гл. обр. абсолютных монархий), расцвета мануфактурного произ-ва и одноврем.
усиления феодально-католич. реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией
и церковью, иск-во Б. было призвано прославлять и пропагандировать их могущество.
Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности
и многообразии мира, о его дра-матич. сложности и вечной изменчивости,
интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Б. пришло на
смену как художеств. культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому
иск-ву маньеризма. Отказавшись от присущих классич. ренессансной
культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных
возможностях человека, его воли и разума, эстетика Б. строилась на антитезах
человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных
сил. Человек в иск-ве Б. предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой
личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты
среды. На иск-во Б. повлияли и антифеод. крест. и плебейские движения,
бурж. революции, внёсшие в него струю демократич. бунтарских устремлений.


Для иск-ва Б. характерны грандиозность,
пышность и динамика, патетич. приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие
к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам
масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют
торжеств. монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим
размахом. Гор. ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься
как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся
перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной,
причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как
бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают
живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство.
В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой,
лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а
плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.


В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные
декоративные композиции религ., мифологии, или аллегорич. характера, парадные
портреты, подчеркивающие привилегированное обществ. положение человека.
Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой,
неожиданными композиц. и оптич. эффектами, реальность - с фантазией, религ.
аффектация - с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение
приобретают эмоциональное, ритмич. и колористич. единство целого, часто
- непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы,
ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.


В Италии - на родине Б.- в его рамках сложились
и полное религ. и чувств, аффектации иск-во Л. Бернини, Ф. Бор-ромини,
Пьетро да Кортоны, и академизм болонской школы, и демократич. бунтарский
реализм Караваджо; позднее итал. Б. эволюционировало к фантастичности построек
Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокру-жит.
лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо. Во Фландрии рождённое нидерл. революцией
мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистич. и подчас народные
начала в господствовавшее иск-во Б. (живопись П. П.Рубенса, А. ван Дейка,
Я. Йорданса). В Испании в 17 в. нек-рые черты Б. проступали в аскетичной
архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистич. живописи X. де Риберы и
Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга X.
Б. де Чурригеры формы Б. достигли необычайной сложности и декоративной
изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" Лат. Америки).
Великолепие и пышность Б. получили своеобразное истолкование в Австрии
(арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч)
и абсолютистских гос-вах Германии (арх. Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман,
бр. Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении,
Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал
классицизм,
Б.
оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма
они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись
Ш. Лебрёна). В странах интенсивного бурж. развития - Англии и Голландии
- влияние Б. было лишь частичным.


В России развитие иск-ва Б., отразившего
рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю пол. 18
в. При общей для Б. сословной природе, рус. Б. было свободно от экзальтации
и мистицизма (характерных для католич. стран) и обладало рядом нац. особенностей,
обусловл. чувством гордости за успехи гос-ва и народа.


Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе
(ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752-57. Архитектор В. В. Растрелли.
План.

0301-10.jpg


Рус. архитектура Б., достигшая величеств.
размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского
Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий
и архит. комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский,
С. И. Чевакинский); изобразит. иск-ва, освободившиеся от ср.-век. религ.
пут, обратились к светским обществ. темам, к образу человека-деятеля (скульптура
Б. К. Растрелли и др.). В России, как и в др. странах, эпоха Б. отмечена
подъёмом декоративных иск-в, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й
пол. 18 в. Б. повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо,
сосуществует
и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.


Понятие "Б." нередко распространяется на
всю художеств, культуру 17 в., в т. ч. на явления, далёкие от Б. по содержанию
и стилю (напр., "нарышкинское Б.", или "моск. Б.", в рус. зодчестве кон.
17 в.).


Литература. Термин "Б." применялся к лит-ре
уже с сер. 19в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893); в 20-х гг. 20 в.
возник ряд проникнутых субъективностью толкований Б. у экспрессионистов
и представителей духовно-исторической школы. Б. часто служит для обозначения
прециозной
литературы
во Франции, гонгоризма в Испании, маринизма в Италии,
"метафизической поэзии" в Англии, придворно-схоластич. поэзии в России.
Однако эти явления не покрывают всего объёма термина; более широко Б. рассматривают
как общий стиль, исторически закономерный для европ. лит. развития. Выдвигается
представление о "низовом Б.", отвечающем потребностям бюргерства и нар.
масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопич.
движениями и чаяниями, также обращались к формам лит. Б. (Я. Бёме, К. Кульман,
Амос Коменский). Для лит. Б. характерны риторичность и сложный метафоризм,
основанный на "принципе остроумия" (консептизма), требовавшем неожиданного
и поражающего воображения сочетания "далёких" идей, образов и представлений.
Б. отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью;
питает пристрастие к поли-гисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры:
трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и
сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства,
вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности
и тщетности бытия ("Vanitas"), подхваченную Контрреформацией. В низшем
слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие
в бездну человека, к-рый чувствует себя "щепкой" в водовороте жизни, что
отвечает судьбам "солдат Фортуны", ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое
Б. усваивало готовые риторич. формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного
и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя
для построения новой большой формы нар. романа ("Симпли-циссимус" Гриммельсхаузена).
Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой.
Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, лит. сборники,
где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Лит. Б.
представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой
Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом; в Италии поэзией Т. Тассо
и Дж. Марино; в Англии драмами У. Уэбстера; в Германии трагедиями А. Грифиуса
и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена; во Франции д'Обинье;
в Хорватии эпич. поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Нек-рые исследователи
усматривают черты Б. или относят к нему позднюю драму У. Шекспира ("Буря"),
произведения Мильтона, Вон-дела, Корнеля и мн. др. В России возникновение
Б. тесно связано с укр. церковной проповедью и школьной драмой; оно представлено
поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В "Жизнеописании" Аввакума усматривают
черты Б.- антино-мичность, трагич. характер повествования, ломку традиционных
жанров и др. С конца 17 в. Б. охватывает в России церковную проповедь (С.
Яворский, ф. Проко-пович), школьный театр, панегирич. поэзию петровских
"триумфов". Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения
видоизменили и затушевали связь новой рус. поэзии с этой традицией. Однако
бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность,
риторика, работа в области изобразительного иск-ва (мозаика, иллюминации)
позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Б. в
России.


Музыка. В зарубежном музыкознании термин
"Б." стал применяться с нач. 20 в. Эпохой муз. Б. считается весь период
развития муз. культуры в европ. странах, соответствующий периоду Б. в архитектуре
и изобразит. иск-ве. Основанием для выделения эпохи муз. Б. служили прежде
всего нек-рые общие черты в области композиционной техники. Так, период
конца 16 -сер. 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением
мажоро-минорной системы, осознанием гармонич. "вертикали" и функциональных
соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение
тактовой черты), появлением нек-рых новых муз. жанров и форм - партиты,
сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. О слабых сторонах этой
концепции свидетельствует то, что в эпохе муз. Б. объединяются различные,
порой противоречивые муз. явления-от мадригалистов рубежа 16 -17 вв. до
творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Сов. исследователи полагают, что
в муз. иск-ве европ. стран этого периода наряду со стилем Б. проявлялся,
взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от
выделения целостной эпохи муз. Б. Согласно воззрениям сов. музыковедов,
творчество крупнейших композиторов этого периода - Генделя и Баха - не
укладывается в рамки к.-л. одного стиля. В стиле муз. Б. сов. музыковеды
считают ведущими не формально-технич. моменты, но определённый тип образов,
характер муз. выразительности - величие, пышность, декоративность, выражение
сильных аффектов и т. п. Стиль Б. в музыке отличает, с одной стороны, стремление
к глубокому отображению внутр. мира человека, к драматизму и синтезу искусств
(опера, оратория, кантата, пассионы), с другой - к освобождению от союза
со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль муз. Б. наиболее ярко
проявился в итал. музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения
композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения
М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.), несколько позднее
- в нем. музыке (оперы Р. Кейзе-ра, органное творчество Д. Букстехуде,
клавирные произведения И. Кунау и др.). Лит.: Вельфлин Г., Ренессанс
и барокко, пер. с нем., СПБ, 1918; его же, Основные понятия истории искусства,
пер. с нем., М., 1930; Смирнов А., Шекспир, ренессанс и барокко, "Вестник
ЛГУ", 1946, № 1; История русского искусства, т. 5, М., 1960; Ливанова Т.
Н., На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сб.: От эпохи Возрождения
к двадцатому веку, М., 1963; Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963;
История эстетики. Эстетические учения 17-18 в., т. 2, М., 1964; Ренессанс.
Барокко. Классицизм, М., 1966; М о-розов А., Проблемы европейского барокко,
"Вопросы литературы", 1968, № 12; его ж е, "Маньеризм" и "барокко", как
термины литературоведения, "Русская литература", 1966, № 3; его же, Ломоносов
и барокко, там же, 1965, № 2; Лихачев Д. С., Барокко и его русский вариант
XVII века, "Русская литература", 1969, № 2; Weisbасh W., Die Kunst des
Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, 2 Aufl., В., 1929;
Retorica e barocco, Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg.
von R. Stamm, Bern-Munch., 1956; Т a p i e V.-L., Baroque et classicisme,
P., [1957]; Angyal A., Die slawische Ba-rockwelt, Lpz., 1961; В 1 ume F.,
Begriff und Grenze des Barock in der Musik, "Svensk Tid-skrift for Musikforskning",
1961, Bd 43; Manierismo, Barocco, Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962;
Le baroque musicale. Les congres et colloques de I'Universite de Liege,
Liege, 1964; W i n d f u h r M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker,
Stuttg., 1966. А. А. Морозов (введение, литература) , В. Н. Брянцева
(музыка),
А.
М. Кантор
(архитектура, изобразит. и декоративное иск-во). Илл. см.
на вклейке, табл. I, II.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я