БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от франц. batail-1е
- битва), жанр изобразит. искусства, посвящённый темам войны и воен. жизни.
Гл. место в Б. ж. занимают сцены сражений (в т. ч. морских) и воен. походов
современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо
важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны,
а часто и раскрыть историч. смысл воен. событий, что сближает Б. ж. с историческим
жанром.
Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью
армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами
воен. быта (в походах, казармах, лагерях), к-рые одновременно относятся
и к бытовому жанру, а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми
зарисовками и т. д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв.
связана с реалистич. раскрытием социальной природы войн и роли в них народа,
с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением нар. героизма
в революц. и освободит, войнах, с воспитанием в народе гражд. патриотич.
чувств.


Леонардо да Винчи. "Битва при Ангьяри".
1503-06. Гравюра Ж. Эделинка.


Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв.,
но изображения битв известны в иск-ве с древнейших времён. Рельефы Др.
Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов,
шествия воинов. В др.-греч. вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов
воспевается как нравств. образец воинская доблесть мифич. героев; уникально
изображение битвы Александра Македонского с Дарием (рим. мозаичная копия
эллинистич. образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на др.-рим. триумф, арках
и колоннах прославляют завоеват. походы и победы императоров. В ср. века
сражения изображали на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандцами
Англии, ок. 1073-83), в европ. и вост. книжных миниатюрах ("Лицевой летописный
свод", Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены
в рельефах Китая и Камбоджи, инд. росписях, япон. живописи. К эпохе Возрождения
в Италии относятся первые опыты реалистич. изображения битв (ПаолоУччелло,
Пьеро делла Франческа-15 в.); героическую обобщённость и большое идейное
содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва
при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и "зверское
безумие" междоусобиц, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего
героич. готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (т.
н. "Битва при Кадоре", 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов
("Битва при Заре", ок. 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль
сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза
Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-историч. смысла воен. событий в
"Сдаче Бреды" испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматич. страстность батальных
полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы
(А. Ф. ван дер Мелен во Франции), формируются типы условно-аллегорич. композиции,
возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во
Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу
событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов воен. быта (С.
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван
де Велде в Голландии). В 18 в. условным офиц. баталиям противостояли правдивые
изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее
- картины амер. живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших
искренний пафос и свежие наблюдения в изображение воен. эпизодов; родился
рус. патриотич. Б. ж.- картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия",
приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с мор. сражениями, мозаика
мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), большие батально-историч.
композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов
Очакова и Измаила. Великая франц. революция и наполеоновские войны породили
крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революц.
войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотич.
антуража), сухие документальные картины нем. художников А. Адама и П. Хесса,
но вместе с тем и психологически верные романтич. образы наполеоновской
эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматич. сцены борьбы испанцев
с франц. интервентами в живо-писи и графике исп. художника Ф. Гони. Историзм
и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-историч.
картинах Э. Делакруа, показавшего и драматич. страстное напряжение массовых
битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободит.
движениями навеяны романтич. батальные композиции П. Михаловского и А.
Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Ма-тейко в Польше,
Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтич. легенда
о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей
офиц. батальной живописи (О. Берне) национа-листич. концепции и ложно-романтич.
эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Рус. академич. батальная живопись
от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков)
шла к большей документ. точности общей картины боя и жанровых деталей (А.
И. Зауервейд, Б. П. Вилле-вальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть
традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся
в "Осаде Пскова" (1839-43) создать нар.-героич. эпопею. Вне академич. традиции
Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвящённые нар. подвигу в Отечеств.
войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова
на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова,
живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы
Крымской войны 1853-56.


Развитие реализма во 2-й пол. 19 -нач.
20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологич. начал
в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель
в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше,
Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистич. изображение
эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Невиль; но в
больших композициях и панорамах сохранялась ходульность офиц. концепции.
В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает иск-во
морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется
батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов),
отразившая под влиянием демократич. движения тяготы солдатской жизни и
повседневный героизм рус. солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной
правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм,
бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания
народа. Верещагин решительно ломал традиц. схемы Б. ж. и в батально-историч.
картинах, так же как передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко,
В. И. Суриков, создавший в своих полотнах "Покорение Сибири Ермаком" (1895)
и "Переход Суворова через Альпы" (1899) величеств. эпопею мужества и богатырского
подвига рус. народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами др.-рус.
нар. эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академич, Б. ж., особенно
на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах ("Оборона Севастополя",
1902-04; "Бородинская битва", 1911) и картинах к широте и объективной точности
показа воен. действий.


В 20 в. социальные и нац.-освободит, революции,
небывало разрушит. войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж.
В бурж. странах традиц. батальные композиции приобрели преим. шовинистич.
смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных
формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма
бельгиец Ф. Мазерель, нем. художники К. Коль-виц и О. Дике, англичанин
Ф. Брэнгвин, мексиканец X. К. Ороско, протестуя против империалистич. войн
и насилия, создали ярко эмоцион. символические образы нар. трагедии. У
многих художников воен. сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния,
а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.


А. Е. Коцебу. "Переход русских войск через
Панике в Альпах". 1860. Эрмитаж. Ленинград.


А. А. К о к о р е к и н. "За родину!" Плакат.
1942.


В сов. иск-ве Б. ж. получил беспримерно
широкое развитие, выражая идеи защиты социалистич. отечества, единства
армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистич.
традиций Б. ж., сов. баталисты выдвинули на первый план героич. образ сов.
воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе.
Сов. Б. ж. формировался в графике периода Гражд. войны 1918-20, а затем
в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина,К.
С. Пет-рова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р.
Р. френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечеств. войны и послевоен.
годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, картинах Дейнеки,
Кукры-никсов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова
(П. А. Кри-воногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса,
Е. В. Вучетича и др. Для сов. Б. ж. характерны стремление дать исторически
верную широкую картину совр. воен. действий (отсюда развитие иск-ва панорамы
и диорамы), темы героич. воен. истории Родины, боевой готовности
армии, флота и воен.-возд. сил в мирных -условиях, психологически конкретные
образы сов. полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы,
символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм сов. народа и его
вооруж. сил. Борьба с империалистич. реакцией и фашизмом породила в иск-ве
социалистич. гос-в и в прогрессивном иск-ве капиталистич. стран стремление
возродить и переосмыслить реалистич. наследие Б. ж.- в изображениях антифашистских
и революц. битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии,
Дж. Салим в Ираке), истории освободит. борьбы народов (М. Лингнер в ГДР,
Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Илл. см. на вклейке к стр.
40-41 Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX
веков, М., 1955; Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950;
А1ехandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890. А.
М. Комаров.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я