БАХ

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685,
Эйзенах,-28.7.1750, Лейпциг), немецкий композитор и органист. Принадлежал
к многочисл. роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17-18 вв. неск.
поколений музыкантов. Б. пользовался славой как органист, но при жизни
не привлёк заслуженного внимания как композитор. Биография Б., типичная
для немецкого музыканта того времени, находится в противоречии с его гениальным
творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.


Биография Б., скудная внеш. событиями,
условно делится на 3 периода. Первый период - годы учения (1695 -1700 в
Ордруфе, 1700-03 в Люнебурге). Б. рано овладел игрой на органе, клавире
и скрипке, выступал певчим в хорах, изучал партитуры старых и совр. мастеров.
Второй период (1703-23) -проф. и творч. зрелости - характеризуется частыми
сменами мест работы и должностей, непрерывными конфликтами с косным начальством,
подавлявшим творч. инициативу великого композитора. В 1703 Б. работал в
Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-07 - церк. органистом в
Арнштадте. После года работы в Мюльхаузенской церкви Б. 15 лет служил придворным
музыкантом в Веймаре (1708-17) и Кётене (1717-23). Третий - лейпцигский
период (1723-50) - вершина творч. пути Б., годы создания самых монументальных
произведений. Б. работал кантором (регентом и учителем) в церкви св. Фомы
в Лейпциге и школе при этой церкви в трудной обстановке, к-рая неоднократно
толкала его на безуспешные поиски другой службы. Руководил также студенческой
"Музыкальной коллегией". Умер Б., оставив многочисл. семью в тяжёлом материальном
положении.


А. Н. Бах.


И. С. Бах.


Основополагающую роль в формировании искусства
Б. сыграла преемственная связь с протестантским движением и его муз. культурой.
Нац. и демократич. характер творчества Б. ведёт своё начало от протестантского
хорала - этой, по словам Ф. Энгельса, "Марсельезы 16 века". Б. отдал дань
всем областям муз. творчества, кроме оперы. Иск-во Б. органически связано
с муз. школами и жанрами разных европ. стран, начиная с 17 в.,-хоровая
полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, нем. песня, итал. и
нем. органная музыка, итал. опера и итал. скрипично-ансамблевая, клавир-ная
и оркестровая школы, франц. клавесинная музыка. Б., так же как и Г. Ф.
Гендель, был последним великим композитором эпохи барокко. Оставаясь
в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными
из др. жанров и видов муз. творчества.


Муз. язык Б. выходит за рамки своего времени,
предвосхищая более поздние муз. стили, вплоть до романтизма. Скрещивание
многоголосной линеарности с гармонич. аккордовой структурой породило в
произведениях Б. богатство созвучий, неведомых его предшественникам. Б.
превзошёл своих современников в изумительном мастерстве формы. В его творчестве
достигнута вершина искусства полифонии. Произведения Б. отличаются
единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней
логикой муз. структурой, строгой архитектоникой, огромным разнообразием
приёмов варьирования материала.


Громадное творч. наследие Б., охватывающее
св. 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы -вокально-драматическую,
связанную гл. обр. с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную,
идущую от светской традиции и относящуюся гл. обр. к кётенскому периоду.


Вокально-драматич. творчество Б. включает
ок. 300 духовных кантат, оратории: "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею",
"Магнификат", "Рождественская оратория", "Пасхальная оратория", Месса си-минор
и др. В кантатах Б. образы человека раскрываются не в конкретном преломлении,
а как символы определённых этич. идей. Вместе с тем музыка кантат свободна
от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной
красоты и радости жизни. Выразит. стиль кантат, охватывающий чрезвычайно
широкий диапазон идей и настроений, определил облик всех хоровых произведений
Б. Вершины вокально-драматич. музыки Б.-"Страсти по Матфею" и Месса си-минор.
В "Страстях по Матфею", повествующих о последних днях жизни и смерти Христа,
достигнуто исключит. единство многоплановой структуры произведения. Традиц.
сюжетная схема переплетается с лирико-психологич., эпич. и драматич. элементами.
Музыка воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага
народа. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже
для Б. разнообразием формообра-зующих приёмов и трактуется как свободный
цикл пьес обобщённо-философ. со держания с жизнеутверждающей музыкой. Даже
по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования
церк. службы.


Светские кантаты Б. (ок. 30) написаны,
как правило, на случай. Не исключено, что нек-рые из них исполнялись со
сценич. оформлением.


Знаменитый виртуоз-исполнитель на органе,
Б. создал произведения, являющиеся вершиной трёхвекового пути развития
органной лит-ры. В становлении органного стиля Б. огромная роль принадлежит
хоральным прелюдиям, трактованным в своём большинстве как своеобразный
интимный дневник композитора. Каждая из них воплощает одно настроение.
В этих свободных фантазиях осуществлялся сплав нар. и высокопрофессионального
иск-в, что сделало смелые художеств. искания Б. доступными слушателю.


В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты
Б. выступил как преемник нем. органной школы. Вместе с тем он глубоко обновил
её традиции. Эмоциональное богатство органных произведений Б., их глубокая
внутр. сосредоточенность, драматич. размах при пышности звучаний и кажущейся
свободе формы не имеют параллелей с др. произведениями композитора. Б.
объединил в двухчастный цикл полярные по своей выразительности части -
импровизационные токкату, фантазию, прелюдию гомофонно-гармонич. характера
и строгую полифонич. фугу. Эти произведения максимально используют
динамич. и тембровые ресурсы совр. композитору инструмента.


В области музыки для клавира Б. первым
создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоят.
значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство
совр. ему инструмента. Гениально осуществлённую -"энциклопедию" музыкальных
стилей 17-18 вв. представляют собой 2 тома прелюдий и фуг "Хорошо темперированного
клавира" ("Das Wohltemperierte Klavier"), написанных во всех тональностях
хроматические гаммы. Это было обусловлено намерением показать равноценность
всех тональностей при новой системе настройки инструментов, с тех пор утвердившейся
в муз. практике, и вместе с тем выявить характерную окраску каждой тональности.
В клавирных произведениях Б. нашли своё развитие и традиц. жанры. В 6 "Английских"
и 6 "Французских сюитах" Б. превращает каждый танец в ли-рич. поэму или
сферу глубокого размышления. Ряд жанров был перенесён из других областей
музыки. В "Хроматической фантазии и фуге" Б. перенёс в кла-вирное произведение
блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетику органных токкат и фантазий.
В "Итальянском концерте" воссозданы все признаки скрипичного концерта.
Среди клавирных произведений Б.- 6 партит, "Гольдбергские вариации", "Искусство
фуги" и др.


В истории оркестровой музыки значит, веху
представляют 6 " Бранденбургских концертов" Б. с разным солирующим составом
в каждом, 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Б. созданы первые
концерты для одного и неск. клавиров (по образцу скрипичных концертов),
концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сюиты
для виолончели (соло), произведения для флейты, виолы де гамба, лютни и
др. Много работал Б. над усовершенствованием муз. инструментов, в частности
органа и клавира.


В Лейпциге (ГДР) с 1950 (200-летие со дня
смерти Б.) каждые 4 года проводятся междунар. конкурсы имени Б.


С о ч.: Собрание муз. произведений: J.
S. Bachs Werke, hrsg. von der Bach-Gesellschaft, [Bd] 1 - 46, Lpz., 1851
- 1960; Neue Ausgabe, Lpz. - Kassel-Basel, 1958 - 1967 - (изд. продолж.).


Лит.: Xубов Г., Себастьян Бах, музыкант-философ.
Опыт характеристики, М., 1936 (библ. с. 117-122), 4 изд., М., 1963; Ливанова
Т., Музыкальная драматургия И. С. Бахай ее исторические связи, ч. 1, М.-
Л., 1948; Грубер Р., Бах и Гендель, "Советская музыка", 1935, № 3; Розенов
Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911 (библ. с.
118 - 19); Вольфрум Ф., Иоганн Себастьян Бах, [пер. с нем.], т. 1-2, М.,
1912; Швейцер А., И. С. Бах, [пер. с нем., послеслов. М. С. Друскина],
М., 1964 (с подробным библиогр. указателем); Материалы и документы по истории
музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Spitta
P., Johann Sebastian Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-80; Pirrо А., L'esthetique
de Jean Sebastian Bach, P., 1907; его же, J.-S. Bach. Les maitres de la
musique, 2 ed., P., 1913; Fоrkel J. N., Uber Johann Sebastian Bachs Leben,
Kunst und Kunstwerke, Augsburg, 1925; Вesse1er H., Johann Sebastian Bach,
в сб.: Die grossen Deutschen, Bd 2, В., 1935; Vetter W., J. S. Bach, 2
Aufl., В., 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam. 1950; Terry Ch.
S., Johann Sebastian Bach, Lpz., 1950; Smend F г., Bach in Kothen, В.,
1951; Frank H., Johann Sebastian Bach. Die Geschichte eines Le-bens. В.,
1961; Spitta Ph., Johann Sebastian Bach. Gekurzte Ausgabe mit Anmer-kungen
und Zusatzen von W. Schmieder, Wiesbaden, 1961; Lebmann С 1., J. S. Bach,
P., 1964 (L'homme et son oeuvre. Liste complete des oeuvresdiscographie, bibliographic); Geiringer K., Johann Sebastian Bach, L.,
1967. В. Д. Конен.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я