Музыка.
До Окт. революции башк.
музыка была представлена только нар. творчеством. Башк. нар. песня одноголосна.
Её разновидности: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные
метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизац.
склада), уртасакюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий
скорые, чёткие по структуре ритмич. моторные песни или изобразит. пьесы).
К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие
военные мужские танцы; кыланып-бейец - мелодии, связанные с изобразительными
героич. танцами; бейец-кюй - лирич. и плясовые напевы; такмак - плясовая
песня типа частушки, зародившаяся в кон. 19 в. Форму героич. эпоса представляют
иртэки, кубаиры, байты - песни былинного характера. Элементы многоголосья
встречаются в иск-ве узляу ("игра горлом"), при к-ром исполнителю удаётся
одновременно извлекать выдержанный нижний звук и мелодию. Ладовой основой
нар. музыки является своеобразная пентатоника, сочетающая пентатонно-диатонич.
лады. Нар. башк. муз. инструменты - курай (тростниковая продольная флейта
типа пастушеской свирели), гармонь, кубыз (род варгана металлич. или деревянного).
С установлением Сов. власти в Б. начала
развиваться проф. муз. культура. Значит. часть творчества башк. композиторов
в 20-е гг. составляли песни и хоры (X. К. Ибрагимов, М. М. Валеев, К. Ю.
Рахимов, С. X. Габаши). В театре в Стерлитамаке (с 1922 в Уфе) ставились
спектакли, музыку к к-рым писали X. К. Ибрагимов (муз. комедия "Башмачки"),
М. Р. Калиновский, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши, М. М. Валеев. В 1919 в
Уфе создана муз. школа, в 1922-техникум. С 1925 в Уфе устраиваются симфонич.
концерты. В 1932 при Моск.
консерватории открылось башк. отделение
(руководитель - нар. арт. Башк. АССР Б. Г. Альмухаметов), реорганизованное
в 1936 в муз. студию. В 30-е гг. эту студию окончили X. Ф. Ахме-тов, X.
ТП. Займов, З. Г. Исмагилов, Т. Ш. Каримов, Р. А. Муртазин. В 1938 в Уфе
открыты муз. театр Б. (с 1941 -Башкирский театр оперы и балета) и
Башк. филармония, организованы оркестр нар. инструментов, Башк. фольклорный
кабинет. С 1962 при Уфимском уч-ще искусств работает заочное отделение
Муз. педагогич. ин-та им. Гнесиных (учебно-консультационный пункт). В 1963
начало работать Салаватское муз. уч-ще. В 1968 в Уфе открыт Ин-т искусств
с 6 факультетами, в 1969 начали работать муз. уч-ща в Октябрьском и Давлеканово.
На основе синтеза нар.-муз. традиций и
принципов европ. и, прежде всего, рус. муз. классики складывается нац.-самобытный
стиль башк. музыки. В 40-х гг. поставлены первые башк. оперы "Хак-мар"
М. М. Валеева, "Мэргэн" ("Меткий стрелок") А. А. Эйхенвальда, "Карлугас"
("Ласточка") Н. К. Чемберджи, и др. В 1944 состоялась премьера первого
башк. балета "Журавлиная песня" Л. Б. Степанова. В 50-60-е гг. поставлены:
оперы "Салават Юлаев" (1955), "Шаура" (1963), муз. комедия "Кодаса" (1958)
3. Г. Исмагилова; балеты "Горная быль" А. С. Ключарёва (1951), "Буратино"
(1960), "Гюльназира" (1963) Н. Г. Сабитова, "Горный орёл" Н. Г. Сабитова
и X. Ф. Ахметова (1959), "Черноликие" X. Ш. Заимова и А. Г. Чугаева (1965).
Развивается симфонич., камерно-инструментальное и вокальное творчество
башк. композиторов. Популярность получили произв. X. Ф. Ахметова, X. Ш.
Заимова, Р. А. Муртазина, Н. Г. Сабитова и др.
Среди башк. исполнителей: дирижёры - засл.
деят. иск-в Башк. АССР Н. Г. Сабитов, Г. X. Муталов; певцы -нар. артисты
РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибуллин, М. X. Хисматуллин, засл. артисты
РСФСР М. А. Ахметзя-нова, М. Г. Салигаскарова, нар. арт. Башк. АССР Г.
С. Альмухаметов, засл. арт. Башк. АССР С. К. Галимова и др.; солисты балета
- нар. арт. СССР 3. А. Насретдинова, нар. артисты РСФСР X. Г. Сафиуллин,
Г. Г. Сулейманова, засл. артисты РСФСР Т. Ш. Худайбердина, Ф. М. Саттаров,
М. А. Тагирова и др. Я. Ш. Губайдуллин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я