БАЯН

БАЯН (по имени легендарного др.-рус.
певца-сказителя Баяна, или Бонна), язычковый пневматич. инструмент,
ручная кнопочная гармонь с полным хрома-тич. звукорядом на правой клавиатуре
(диапазон си-бемоль большой октавы -до-диез четвёртой), басами и готовым
аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь). Басы - в диапазоне
одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах.
Готовые аккорды - мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды
(иногда и уменьшенные септаккорды) - имеются во всех тональностях. Предшественники
Б.- четырёхрядная петербургская гармоника и трёхрядная "венская". Назв.
Б. впервые было дано четырёхрядной усовершенствованной хроматич. гармонике
её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907
(Петербург). С нач. 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема,
Н. 3. Си-ницкого, "московская", или "заграничная" (она же "венская", изобретена
нем. мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к пром. произ-ву Б. в СССР
была принята моск, система. В междунар. практике применяются системы: венская
(трёхрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская
и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская.
Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая осн. ряды в той же последовательности,
а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают
игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный,
многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнит.
клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой
(диапазон ми контроктавы - до-диез третьей октавы - постоянной, фа-диез
второй -фa большой октавы - с переключением). . является не только народным,
но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная
лит-pa в СССР и за рубежом, где он известен под назв. кнопочного (или хроматич.)
аккордеона.
А. М. Мирек.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я