БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ

БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ транспортные
машины, передвигающиеся без рельсовых путей. К Б. т. относятся машины на
обрезиненных колёсах (б. ч. на пневмоколёсном ходу), осуществляющие периодическое
перемещение грузов по определ. циклу. Внутрицеховой Б. т. перемещает грузы
(заготовки, сырьё, полуфабрикаты, готовые изделия) в цехах, складах и на
погрузочно-разгрузочных площадках. Внутризаводской Б. т. осуществляет грузовые
перевозки между осн. и вспомогат. цехами, складами, погрузочными и разгрузочными
пунктами на территории предприятий. В горной пром-сти Б. т. перемещает
грузы по подземным выработкам и на поверхности шахт и рудников.


К подвижному составу Б. т. относят ручные
и самоходные тележки, грузовые мотороллеры, тягачи с прицепами и т. п.
Тележки применяются при относительно небольших грузопотоках со сложной
трассой, когда др. виды транспорта неэкономичны; они удобны для проезда
в узких проходах и проездах. Ручными тележками (рис. 1,а) перемещают лёгкие
грузы на небольшие расстояния (обычно до 30-50 м), для облегчения
загрузки и разгрузки материалов они могут иметь подъёмную платформу. Самоходные
тележки в зависимости от привода делятся на электрические - аккумуляторные,
троллейные, высокочастотные (рис. 1,6,в), пневматические и с двигателем
внутр. сгорания - автомобильным или мотоциклетным. Грузоподъёмность этих
тележек до 5 т, скорость передвижения до 20 км/ч, кузов или
платформа могут оборудоваться подъёмным устройством. Широко распространены
в пром-сти аккумуляторные электротележки, к-рые бесшумны, просты в управлении,
экономичны, а также авто- и мототележки (рис. 1,г), к-рые по сравнению
с электрическими более автономны и не требуют времени на перезарядку или
смену аккумуляторов. Применение авто- и мототележек ограничено в закрытых
помещениях из-за шума и выделения вредных газов. Для транспортирования
почты, багажа и др. грузов в портах, на ж.-д. станциях и аэродромах служат
самоходные безрельсовые тележки, а также грузовые мотороллеры (рис. 1,5)
грузоподъёмностью от 150 до 1000 кг, электро- и автопогрузчики.


При больших грузопотоках применяют тягачи
(рис. 2,а,б) для перемещения одной или неск. несамоходных тележек
-прицепов. Скорость движения тягачей разных моделей от 2 до 40 км/ч,
тяговое
усилие от 0,8 до 30 км (от 80 до 3000 кг). Малые габариты, хорошая
манёвренность и большое тяговое усилие позволяют применять тягачи как в
цехах заводов, так и на открытых горных разработках (напр., в автопоездах),
а также в с. х-ве (тракторы-тягачи), на ж.-д. станциях и в портах. В пром-сти
и строительстве для перевозки штучных и насыпных грузов служит специализированный
Б. т.


Рис. 1. Ручные и самоходные тележки (а,
б,
в, г)
и грузовой мотороллер (д).


Рис. 2. Тягач с двигателем внутреннего
сгорания (а) н трактор-тягач (б).


На рудных и угольных карьерах, при земляных
и пр. работах большие объёмы различных материалов перевозят автосамосвалами,
землевозами (рис. 3,а), дизель-троллейвозами (рис. 3,6). Грузоподъёмность
автосамосвалов может достигать 100-110 т, а прицепов 200 т. Дизель-троллейвозы
на стационарных дорогах получают питание от контактной сети, а на временных
путях - от собств. дизель-генератора .


В ряде стран (СССР, Англия, США, ФРГ) разработаны
системы дистанц. управления и автоматизации работы Б. т. Созданы, напр.,
электротягачи с электронным управлением, к-рые с помощью программирующего
устройства могут осуществлять практически неограниченное число маршрутов
и остановок.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я