БЕЛЛИНИ
(Bellini), семья итальянских
живописцев - основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись
главы семьи Якопо Б. (ок. 1400 -1470/71) при мягкой лиричности образов
во многом сохраняет связь с готич. традициями ("Мадонна с младенцем", 1448,
Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки
антич. памятников, архит. фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков
- Брит. музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы,
влияние Андреа Мантенъи и Паоло Уччелло. С. Джентиле Б. (ок.
1429 - похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской
жанрово-ист. картины.
В. Беллини.
Ф. Ф. Беллинсгаузен.
Его монументальные многофигурные композиции
с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлечённо
повествуют об уличной жизни Венеции ("Процессия на площади Сан-Марко",
1496, "Чудо святого креста", 1500,-в Гал. Академии, Венеция). В своих портретах
Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским
мастером кватроченто был второй сын Якопо - Джованни Б. (ок. 1430-29.11.1516),
творчество к-рого заложило основы иск-ва Высокого Возрождения в Венеции.
Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие
влияние Ман-теньи ("Оплакивание Христа", ок. 1470, Пинакотека Брера, Милан),
сменяются к кон. 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и
Антонелло
да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями,
в к-рых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый
пейзаж ("Преображение", 1480-85, Нац. музей и гал. Каподимонте, Неаполь;
"Аллегория", т. н. "Озёрная мадонна", 1490-е гг., Гал. Уффици, Флоренция;
"Пиршество богов", 1514, Нац. гал., Вашингтон).
Джованни Беллини.
"Мадонна с деревцами". 1487. Галерея Академии.
Венеция.
В этих работах мягкая гармония звучных,
словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций
создают ощущение воздушной среды. Многочисл. "мадоннам" Джованни Б. ("Мадонна
с деревцами", 1487, Гал. Академии, Венеция; "Мадонна", 1488, Академия Каррара,
Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная
созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная
ренессансная композиция алтарной картины ("Мадонна на троне в окружении
святых", 1505, церковъ Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой
человеческой личности гуманистич. портрет (портрет дожа Л. Лоредана, ок.
1502, Нац. гал., Лондон). Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве
его ученики - Джорджоне и Тициан.
Лит.: Гращенков В. Н., Портреты
Джованни Беллини, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963;
Grоnau G., Die Kunstlerfamilie Bellini, Bielefeld - Lpz., 1909; Pallucchini
R., Giovanni Bellini, Mil., 1959; Bqttari S., Tutta la pittura di Giovanni
Bellini, v. 1 - 2, Mil., 1963.
Илл. см. на вклейке, табл. VIII.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я